Несмотря на существующее решение суда, еще недавно успешное саратовское сельхозпредприятие ООО «Агроинвест» шаг за шагом столкнули в яму. С подачи «Русагро» передовое предприятие под Марксом превратили в конкурсную массу холдинга «Солнечные продукты» и обанкротили.
Попытка владельца компании Андрея Хохлова восстановить свои права ни к чему не привела. По информации «БВ», бизнесмен оказался фигурантом уголовного дела только из-за того, что попытался сменить гендиректора в своей же компании.
Уголовное дело на 2 млн долларов?
Трагедия «Агроинвеста», напоминаем, началась с того, что ГК «Русагро» Вадима Мошковича затеяла банкротить все предприятия «Солнечных продуктов» в Саратовской области, получив полный контроль над самим холдингом. «Агроинвест» подвело то, что 10 лет назад его совладельцем была компания из состава «Солпро», ЗАО «Мадин». И хотя ООО давно уже отпочковалось от холдинга и вело самостоятельное хозяйство, самого факта в биографии компании, весьма прибыльной, с обширными сельхозугодьями в Левобережье, оказалось достаточно, чтобы ее на аркане потащили в конкурсную массу ЗАО. Старая сделка была мухой признана саратовским арбитражом недействительной, тем самым поправ все требования к срокам исковой давности.
В начале этого года в распоряжении федерального антикоррупционного издания Anticorr.media оказался некий документ, озаглавленный как «СПРАВКА «Приобретение земли в СО». Кто его составлял, неизвестно, можно проследить только примерное время появления - ноябрь 2020 года. Изучив его, издание предположило, что перед ним целый план получения контроля над землями в Саратовской области, прежде всего — над гектарами «Агроинвеста». При этом неизвестный интересант рассматривал любые средства, включая откровенно незаконные – например, «перейти к недружественному банкротству» или подтянуть собственника под уголовное дело.
Кто бы ни был автором этого документа, сегодняшние события вокруг «Агроинвеста» подозрительно схожи с его пунктами. И компания в банкротстве, и директор под следствием и уже едва ли не под судом. Хотя, по сути, уволить навязанного компании недружественным поглотителем гендиректора собственник мог. Это право Хохлову дал Арбитражный суд Поволжского округа в Казани, который отменил решения предыдущих инстанций, постановивших считать «Агроинвест» конкурсной массой ЗАО «Мадин» со всеми вытекающими последствиями.
Дело постановили вернуть в суд первой инстанции. А значит, до вынесения нового решения собственником компании считается Андрей Хохлов, а не ЗАО «Мадин». Но о восстановлении владельца в правах словно все забыли – как суды, так и прокуратура, зато под уголовное дело его потащили весьма оперативно.
Согласно документу, который попал в руки Anticorr.media, на то, чтобы владелец оказался под следствием, неизвестный интересант якобы заложил бюджет в 2 млн долларов. Возле этого пункта в документе стояла пугающая отметка «ВЫПОЛНЯЕТСЯ». Неужели и в самом деле выполняется? Но если так, то это произвол в духе 90-х и на него непременно должен отреагировать Следственный комитет. Его глава Александр Бастрыкин в последнее время только и слышит о Саратовской области, разбирая многочисленные жалобы дольщиков и жителей аварийки, которых в упор не видят местные власти. За волокиту с делами от руководителя Главка местным следователям тоже досталось. Может, пора разобраться, почему они не реагировали на жалобы самого Хохлова, заявлявшего о рейдерском захвате своей фирмы? И почему бизнесмен, пытающийся отстоять свои права, сам оказался обвиняемым? Не хочется думать, что Саратовская область так и останется иллюстрацией к поговорке «закон что дышло».
Что идет по плану
Все, что успел сделать Хохлов, это на правах собственника сменить руководителя компании. Новый директор не успел принять ни одного решения. Но этого оказалось достаточно, чтобы правоохранители сочли владельца бизнеса преступником. А сведения в ЕГРЮЛ о том, что ЗАО «Мадин» собственником «Агроинвеста» не является, не внесены до сих пор. Будто решение окружного арбитража в Саратове — пустой звук.
Банкротство самого «Агроинвеста» сейчас расплылось по инстанциям до Верхового суда включительно. Компанию сводят в могилу по ускоренной процедуре как ликвидируемого должника, решением саратовского арбитража от 24 ноября в отношении нее было введено конкурсное производство. С начала года в дело вступила ГК «Русагро», выставившая «Агроинвесту» требования на ту же сумму, с которой начиналось банкротство всех активов «Солнечных продуктов» - 581,9 млн рублей. Эти требования суд признал обоснованными еще 1 февраля, включив группу Мошковича в реестр кредиторов.
Жалоб в ВС РФ в рамках банкротного дела «Агроинвеста» поступило две. Первую 22 ноября подал Андрей Хохлов, вторую, 29 ноября - бенефициар «Солнечных продуктов» Владислав Буров. Содержание документов пока в базе данных арбитража не отражено, их не успели принять к рассмотрению.
Но из материалов банкротного дела ясно, что Буров выступал поручителем по кредитам, бравшимся «Агроинвестом» в 2017 году в Сбербанке. «Русагро» и банк заключили в апреле 2022 года опционное соглашение об уступке прав по кредитному договору по обеспечивающим сделкам (в залоге у кредитной организации находилась доля в уставном капитале «Агроинвеста» и его земля).
Заметим, что в обнародованном Anticorr.media плане соответствующий пункт присутствует. Дословно там сказано следующее: «Получить контроль над долгами. Провести переговоры и выкупить контрольную кредиторку к Земельным активам» и «Сбер - можно купить в номинал». (орфография сохранена, «БВ»).
И будто этого мало, с 23 октября этого года ООО «Агроинвест», которое, напоминаем, должно де-юре оставаться собственностью Андрея Хохлова, его же самого банкротит как физлицо. Этот иск областной арбитраж без проблем принял к производству и уже 30 ноября объявил бизнесмена банкротом, включив в реестр требования «Агроинвеста» на 259,8 млн рублей.
Вот так, на глазах региональных властей, правоохранительных органов и судов успешная агрофирма с миллиардными оборотами, которая много лет вела самостоятельную хозяйственную деятельность в отрыве от агрохолдинга, стала банкротом и фактически добычей крупного игрока сельхозрынка. Никакие жалобы владельца в суды и правоохранительные органы не возымели действия. Сейчас Андрей Хохлов признан банкротом, находится под следствием, хотя, по сути, в вину ему можно поставить лишь попытки спасти компанию. Законными методами. Без планов «недружественного банкротства», по которому, судя по всему, и добили его бизнес.
Мошкович съел чужой миллиардный бизнес и не поморщился
ГК "Русагро" могла выступить заказчиком уголовного дела при захвате успешного агропредприятия.