Благотворительный фонд «Урал», финансирующий с 2013 года строительство новой Соборной мечети на проспекте Юлаева в Уфе, объявил о намерении заморозить финансирование объекта. В фонде недовольны, что генеральный подрядчик — компания «Алтын-курай» - аффилирована с заказчиком объекта через руководство Духовного управления мусульман республики. У спонсора есть также подозрения, что его деньги тратятся не по назначению: «Урал» решил оспорить в суде покупку за его счет духовным управлением прав на участок возле мечети. Наблюдатели связали очередной скандал со строительством мечети с продолжением противостояния нынешнего и бывшего глав Башкортостана Рустэма Хамитова и Муртазы Рахимова.
История мечети
В 2007 году заговорили о проекте строительства Соборной мечети и опубликовали счета для перечисления благотворительных средств. Среди спонсоров значились крупнейшие компании республики: «Башнефть», «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез», «Башкирнефтепродукт», «Башкирэнерго». От них шли по несколько миллионов рублей. Были и частные лица. Чуть позже проведенная Контрольно-счетной палатой РБ проверка выяснила, что крупные суммы денег были попросту разворованы («Нецелевое использование»), в 2009 году было возбуждено уголовное дело по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). С тех пор о будущей мечети пресса перестала писать, остановилось и строительство.
В 2010 году дело было прекращено, но «остался осадок». После такого громкого скандала с исчезновением пожертвований меценаты уже не желали вкладывать средства в возведение новой супер-мечети. Но вскоре финансирование строительства возобновилось. За дело взялся благотворительный фонд «Урал», возглавляемый бывшим президентом Башкирии Муртазой Рахимовым. Экс-глава РБ озвучил сумму финансирования – 5-6 млрд рублей, что в несколько раз выше ранее заявленной суммы.
Местный писатель Сергей Синенко тогда публично задался вопросом, имеют ли право мусульмане строить храм – дом Аллаха на средства, имеющие сомнительное происхождение. Ведь счета фонда «Урал» вскоре были заблокированы в связи с уголовным делом против нового владельца «Башнефти» Владимира Евтушенкова. Сын Муртазы Губайдулловича Урал Рахимов был объявлен международном розыске. А в октябре 2014 г. Басманным судом Москвы были арестованы банковские счета дочерней фирмы фонда «Урал» – ООО «Урал-инвест», в уставный капитал которой внесено 50,85 млрд. руб. от продажи предприятий башкирского ТЭКа.
«Сколько томов уголовных дел уже накопилось, а ведь стройка еще не окончена и даже намечается новый этап. Что люди об этом должны думать? Может ли религия идти под руку с нарушением закона? Можно ли Храм Божий превращать в Храм Золотого Тельца? Ведь, с точки зрения Шариата, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными», – писал Синенко.
Рахимов и Хамитов
На сайте благотворительного фонда «Урал», которым руководит Муртаза Рахимов, было опубликовано открытое письмо, где экс-президент Башкирии напоминает главе республики Хамитову о его «моральном долге» гарантировать соблюдение «законности» и призывает снять «искусственные барьеры», созданные во взаимодействии с «Уралом». В письме также отмечается, что фонд «Урал» является крупнейшей благотворительной организацией и крупнейшим спонсором спортивных проектов в республике, в частности, финансирует деятельность хоккейного клуба «Салават Юлаев». Более того, сейчас на счетах фонда находится более 60 млрд руб. от продажи акций БашТЭКа АФК «Системе» — это примерно две трети республиканского бюджета.
«Однако такая совместная работа крайне затруднительна, пока существует искусственный запрет бюджетным организациям сотрудничать с Фондом. В республике создана такая обстановка, когда многие руководители муниципальных образований, бюджетных организаций и учреждений, опасаясь преследований, не обращаются за помощью в Благотворительный фонд «Урал» без получения разрешения вашей администрации. А в итоге страдают простые нуждающиеся люди, дети, старики, больные, которые могли бы получить необходимую им помощь, но не получают ее из-за каких-то неведомых «политических соображений».
Политологи не только в Уфе, но и в Москве тогда предали этому письму большое значение, так как оно, по сути, знаменовало собой начало публичной информационной войны между Рахимовым и Хамитовым, хотя ранее эти политики просто обменивались информационными ударами в различных СМИ, стараясь не делать открытые заявления против друг друга.
Впрочем, ранее Рахимов уже не раз критиковал Хамитова за сокращения числа школ и «кадровую чехарду». Особенностью очередного выхода конфликта в публичную плоскость стал его предвыборный контекст.
Скандальный «Урал»
Впрочем, по слухам, вскоре федеральные власти могут выбить у Рахимова из-под ног его главную опору – фонд «Урал»! Ведь, если разобраться, то становится ясно, что все средства фонда «Урал» должны вообще отойти в распоряжение республиканского Минфина, так как эти деньги фактически были украдены Рахимовым вместе со всем башкирским ТЭКом.
Напомним, что в 2006 г. ООО «Башкирский капитал» (подконтрольное сыну тогдашнего президента Башкирии Уралу Рахимову) передало все активы башкирского ТЭК в равных долях четырем благотворительным фондам: «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань». До совершения транзакции «Башкирский капитал» владел 64,84% обыкновенных акций ОАО «АНК «Башнефть», 58,09% ОАО «Башкирнефтепродукт», 58,16% ОАО «Уфаоргсинтез», 65,728% ОАО «Новойл», 52,617% ОАО «Уфанефтехим», 59,74% ОАО «УНПЗ». Позже эти частные благотворительные фонда были преобразованы в частные ООО, а затем в инвестиционные компании ООО «Урал-инвест», ООО «Агидель-инвест», ООО «Инзер-инвест» и ООО «Юрюзань-инвест».
И вот теперь в фонде «Урал» скопилось 60 млрд.руб., которыми распоряжается Муртаза Рахимов, а должен распоряжаться – весь башкирский народ!
Уголовное дело
Однако, подобная эгоистическая позиция экс-президента Башкирии может привести к заведению уголовного дела в отношении его сына Урала Рахимова, в честь которого и назван фонд «Урал». Ведь ранее во время разбирательства в Мосгорсуде по делу бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, тот признался, что за организацией заказных убийств и диверсионных актов в республике стоял именно Урал Рахимов.
По словам Изместьева, он был лишь посредником, который получал большие суммы ($80-100 тыс.) от Урала Рахимова и передавал их лидеру кенгисеппской ОПГ Сергею Финагину. О том, что деньги идут на организацию убийств, сенатор не предполагал. По словам экс-сенатора, Уралу Рахимову были выгодны убийства директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, смерть сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова и покушение на Юрия Бушева.
Стоит отметить, что в конце сентября 2011 года Игорь Изместьев, осужденный на пожизненное заключение, обратился с письмом к руководителю СК РФ Александру Бастрыкину, в котором обвинил экс-президента Башкирии Муртазу Рахимова и его сына Урала в противоправном присвоении предприятий нефтехимического комплекса республики и уклонении от уплаты налогов, по сведениям бывшего сенатора, ущерб государству исчисляется миллиардами долларов. По словам Изместьева, его показания о фактах коррупции и хищений в Башкирии не были проверены следствием, а сообщенные им «факты растворились в материалах уголовного дела без последствий для Рахимовых».
Столкновение религий
Как только началось строительство мечети, в республике сразу возникло противостояние. Так, против высказались в открытом письме православные жители Башкирии. Они писали, что нахождение мусульманского храма вблизи православных – не что иное, как кощунство. Местные эксперты не сомневались, что этот демарш, играя на религиозных чувствах, организовал бывший глава Рахимов.
Сегодняшний конфликт вокруг собора лишний раз подчеркивает, что экс-руководитель республики не гнушается ничем ради желания насолить руководителю нынешнему. Наблюдатели, между тем, видят в таких действиях разжигание межэтнической и религиозной розни. Так, может, на действия Муртазы Рахимова, который считает себя реальным хозяином Башкирии, следует обратить пристальное внимание ФСБ?
Муртаза Рахимов разжигает межнациональную рознь в Башкирии
Бывший глава республики Башкирия подогревает межнациональные и межконфессиональные конфликты в регионе.