«Финпромбанк», основным акционером которого является олигарх Муса Бажаев вывел из активов более 1 млрд. рублей своих вкладчиков. При этом уже через месяц должна протии официальная процедура банкротства кредитной организации. Аналитики не сомневаются в том, что в ее преддверии идет вывод денег. Тем более, что Бажаему есть куда их выводить.
Сардиния+Киргизия
В октябре 2014-го стало известно, что некий российский бизнесмен приобрел комплекс отелей Forte Village на острове Сардиния. Сумма сделки оценивалась в несколько сот миллионов долларов. Изучив документацию компании Progetto Esmeralda, которая приобрела курорт, журналисты с удивлением обнаружили, что эта структура принадлежит «платиновому королю» Мусе Бажаеву и его родному брату Мавлиту. В состав курорта, расположенного на отдельном острове, входят восемь отелей с 770 номерами, а общую стоимость комплекса эксперты оценивают в миллиард долларов. Но там нужно сделать ряд ремонтных работ, на что требуются значительные суммы…
Сам Бажаев никак не прокомментировал данную ситуацию. Хотя вопросов к нему было множество. А еще Бажаев владеет крупнейшим в СНГ золотоносным месторождением Джеруй. Его освоение требует гигантский капиталовложений. Эсперты не сомневаются, что в Киргизию банально выводились и выводятся все «свободные» ( и «несвободные») деньги Финпромбанка! Впрочем, зная «махинаторские таланты» Бажаева , никто не сомневается в том, что ему есть куда припрятать деньги….
Банк-«импотент»?
Банк Бажаева столкнулся с серьезным оттоком капиталов. Так, средства граждан, размещенные на счетах Финпромбанка (ФПБ), сократились на 10%, компании в свою очередь забрали 20% своих средств. Так, только в мае этого года клиенты забрали из банка Бажаева всего 1,8 млрд рублей, средства компаний снизились на 2 млрд рублей, до 8 млрд рублей! Эксперты отмечают, что с 1 января по 1 июня объем розничных депозитов в банке упал более чем на четверть (27%), или на 5,8 млрд рублей, объем средств компаний сократился на 3 млрд рублей.
Отметим, основными бенефициарами банка выступают Петр Кондрашов (19,99%), Андрей Белкин (19,99%), Анатолий Гончаров (19,99%), Дмитрий Семенов (18,22%), Станислав Перминов (11,58%), Муса Бажаев (8,41%), Евгений Любимов (1,73%). Оставшаяся часть акций (менее 1%) распределена между акционерами-миноритариями.
Клиенты испугались махинаций?
Напомним, в июне акционеры во главе с Бажаевым докапитализировали банк на 5,8 млрд рублей. До этого они докапитализировали банк на 6,5 млрд рублей, и большая часть этих денег была направлена на резервы. В декабре 2015 года появилась информация, согласно которой структуры владельца группы «Русская платина» Мусы Бажаева докапитализируют ФПБ на 10 млрд рублей. «В итоге банк будет докапитализирован более чем на 20 млрд рублей, что позволит ему войти в топ-50 российских банков», — сообщили сотрудники банка.
Бажаев этого не сделал. Клиенты «побежали». На данный момент ФПБ занимает 97-е место по активам в банковской системе России (54,1 млрд рублей на 1 июня). И теперь 20 млрд будет мало.
Отметим, что ранее эксперты говорили об инвестициях Бажаева в банк только как о формуле, согласно которой деньги ему возвратяться в большем количестве и под маленький процент. «Мусе Бажаеву ФПБ может быть интересен и как элемент инфраструктуры, и для кредитования каких-то проектов. На банковском рынке, даже в непростые времена, есть много ниш и возможностей», - говорил руководитель инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа.
И сколько денег нужно было Бажаеву? Ранее миллиардер просил денег для своих частных активов. В середине этого года группа компаний «Русская платина», принадлежащая бизнесмену, обратилась с просьбой о выделении ей господдержки в виде государственных гарантий по кредиту. Компании требуется по меньшей мере 220 млрд рублей. Предприниматель ничего не получил.
С этого момента он нацелился на кредит от банка. Но, видимо, и это Бажаев не заполучит. К тому же миллиардер может лишиться ключевого месторождения. Ведь компания господина Бажаева уже почти два года топчется на месте, не в силах начать разработку месторождения «Норильск-1».
«Надавали по шапке»
Напомним, в сентябре 2014 года Муса Бажаев, владеющий группой «Альянс», договорился с президентом Независимой нефтяной компании (ННК) Эдуардом Худайнатовым (человек Игоря Сечина) о продаже своей доли в совместном предприятии «ННК-актив». Игорь Сечин «положил глаз» на нефтяной бизнес Бажаева еще в 2013 году. Тогда, по словам ряда участников рынка, Alliance Oil активно интересовалась «Роснефть». 27 апреля прошлого года «Альянс» и ННК объявили о создании совместного предприятия. В августе оно получило название «ННК-актив». 60 % в нем принадлежит «Альянсу» и 40 % – ННК. Теперь все отошло Худайнатову.
Господин Бажаев заявил, что «принял решение сосредоточиться на платиновом направлении, которое стало стратегическим» и потребует «концентрации всех ресурсов». По слухам, Худойнатов пригрозил мультимиллионеру тем, что у него отберут месторождение «Норильск-1». Эта ситуация не придала весу Бажаеву на российском агрессивном рынке.
На связи с крымскими бандитами?
Подчеркнем, ряд СМИ писал, что несколько нефтебаз «Крымнефтепродукта» «не совсем законно» перешли в собственность семье Бажаевых с помощью ОПГ «Сейлем». Отмечается, что в состав ОПГ «Сейлем» входил нынешний глава Крыма Сергей Аксенов, а самому Мусе Бажаеву приписывали связь с «авторитетными чеченцами» (например, с Абу Арчаковым и Султанбеком Айдамировым).
Кстати, об умении Бажаевых «договариваться» известно с 90-х годов. Например, в Хабаровском крае, которым ранее руководил Виктор Ишаев, имели место значительные проблемы как с казенными деньгами, так и с имуществом и соблюдением законности. Именно тогда решалась судьба хабаровского аэропорта, который был продан за символическую сумму 10 млн долларов дружественной Ишаеву компании «Альянс-Пром» (дочерней структуре группы «Альянс», которой руководит Муса Бажаев), в прессе опять заговорили об очередном рейдерском скандале.
С 1997 года в Москве появилась устойчивая преступная группировка из выходцев из Чечни. Её лидеры – Шахруди Дадаханов (кличка Шах) и Русламбек Хусаинов. Эта ОПГ стала брать под свою «опеку» московские рынки, в частности рынок ЦСКА. С 1998 года стала поступать информация о том, что преступная группа занимается хищением денежных средств путём мошенничества. Для силовой поддержки своих противоправных действий имеет вооружённую группу боевиков.
Интересно, что в распоряжении российских правоохранительных органов якобы есть материалы, свидетельствующие о наличии неурегулированного теневого конфликта между миллиардером Михаилом Черным и семьей Бажаевых. Пикантность состоит в том, что данный конфликт относится к началу 1990-х и связан с разделом миллиарда долларов, похищенных из Центробанка России неустановленной преступной группой в результате серии крупных афер с фальшивыми авизо (поддельные документы).
Так, организатор этого преступления скрылся за границей с деньгами, а его криминальные партнеры, осуществлявшие неформальный контроль ситуации в банковской системе Чечни и Дагестана, откуда в начале 1990-х годов отправлялись фальшивые авизо, остались в России. Тогда к Бажаеву не возникло вопросов, но сейчас есть люди, которые не против припомнить его деятельность. Дать показания может даже сам Черной, проживающий сейчас в Израиле и активно судившийся с российскими миллиардерами.
Ударится «в бега»?
Муса Юсупович не один раз попадал в рейтинг русскоязычной версии Forbes. Он человек состоятельный и, как говорят его партнеры, выбрал между бизнесом и миграцией – миграцию. Вместо того, чтобы вложиться в свою компанию, он предпочел приобрести итальянский курорт премиум-класса Forte Village. Так или иначе, «Бежать» Бажаеву есть куда.
Финпромбанк, в который вложился Бажаев, потерял лицензию. В этом случае личный бизнес миллиардера – «Русская платина» окажется в зоне риска. Муса Юсупович замечен в ряде сомнительных сделок. И как только он окажется в шатком положении, скорее всего, поселится у себя в Forte Village.
Муса Бажаев вывел из Финпромбанка миллиарды рублей
Олигарх обанкротил свой же банк.