Из всех банков, раскрывших на днях свои финансовые результаты по международным стандартам, Россельхозбанк (РСХБ) оказался самым убыточным. Он умудрился опередить даже группу Газпромбанка, об умении тратить деньги которой ходят легенды.
Холостой ход
По данным газеты "Ведомости", в 2015 году РСХБ удвоил убыток по МСФО: с 47,9 млрд до 94,2 млрд руб.
Особенно выразительно эта сумма выглядит, если принять во внимание, что объем всех процентных доходов банка оказался чуть меньше 200 млрд рублей. Таким образом, основной бизнес Россельхозбанка оказался на поверку "холостым ходом".
Впрочем, у этого хода есть серьезно основание. Точнее сказать, обоснование. 100% акций РСХБ находятся в государственной собственности. Государство в лице правительства любит свой сельхозбанк, и постоянно демонстрирует признаки этой любви. Последний раз - 1 апреля нынешнего года, когда Федеральное агентство по управлению государственным имуществом скупило допэмиссию акций на 8 млрд рублей.
Все остальное - производное от этого факта. Высокий уровень достаточности капитала гарантировал пакет облигаций федерального займа (ОФЗ) на общую сумму почти 69 млрд рублей, переданный на поддержку. Одни субордированные кредиты оперативно заменяются другими - без всякого риска для капитала. А в довершение ко всему - в качестве вишенки на торте - колоссальный депозит в долларах на сумму, эквивалентную 73 млрд рублей, который разместила в банке "Роснефть" - также не чуждая государству российская корпорация, понимающая куда, что и зачем размещать.
Плата за риск
Средства юрлиц - основной источник пассивов Россельхозбанка. Их сумма превышает 40 млрд рублей. Привлеченные средства - особый сюжет в деловой хронике РСХБ. В 2015 году банк в общей сложности выплатил в качестве процентов за использование привлеченных средств более 172 млрд рублей. Это на 70% превышает отметку 2014 года. Другими словами, РСХБ умеет добывать деньги из бюджета и умеет показать доходность для своих клиентов.
Похоже, у Россельхозбанка есть лишь одна большая проблема - кредитовать сельское хозяйство: общий портфель кредитов вырос всего лишь на 14%. Зато серьезно увеличилась "кассовая позиция банка" - как будто это и не кредитное учреждение, а обменный пункт.
При этом, как пишут "Ведомости", размер отчислений в резервы РСХБ составляет около 5,5% от величины общего кредитного портфеля банка. У других гигантов российского банкинга - Сбербанка и ВТБ - эти показатели составили 2,5% и 1,8% соответственно. И даже у Газпромбанка отчисления не превысили 3,7%.
Отчисления в резервы - это плата за риск. Ее величина характеризует степень неуверенности кредитного учреждения в оценке перспектив агробизнеса.
Ахилессова пята
Тем более странно выглядят эти оценки и колоссальный убыток РСХБ на фоне впечатляющих успехов российского сельского хозяйства. По сути, сейчас стране удалось вернуть то, что она утратила в годы советской власти. А именно эффективное сельское хозяйство, которое умеет не только хоронить любые по размерам и масштабам инвестиционные программы, но и производить конкурентную продукцию. В том числе и на экспорт.
Особенно зримо эти успехи выглядят в животноводстве - ахилессовой пяте российской аграрной сферы. Еще несколько лет назад Россия безнадежно импортировала птицу и свинину. Сейчас эта идея выглядит смешной.
По моему мнению, Россельхозбанк - единственный в новых российских аграрных реалиях экспонат, как будто доставленный машиной времени из времен колхозного прошлого. А именно питающийся бюджетными грантами огромный динозавр, который умеет лишь передавать деньги "кому следует". Не особо заботясь о понимании происходящего. Именно так работали советские "банки", которые представляли собой гигантские насосы по перекачке бюджетных ресурсов.
Музейный экспонат
Россельхозбанк демонстрирует колоссальные убытки на фоне роста сельского хозяйства.