В деле о вымогательстве денег у главы «Ростеха» Сергея Чемезова появился новый эпизод. Впрочем, потерпевшим по нему столичная полиция признала не руководителя госкорпорации, а директора «Ростеха» по особым поручениям Василия Бровко, мужа Тины Канделаки.
Обвиняемым же стал владелец и администратор телеграм-канала «Как-то вот так» Анатолий Спирин (насчитывает чуть больше 91 тысячи подписчиков). Ему вменили вымогательство в особо крупном размере. По словам его адвоката, речь идет о 150 тысячах рублей, а по утверждению потерпевшего, по меньшей мере о 400 тысячах. Свою вину журналист не признал. На днях Тверской суд столицы продлил ему срок ареста до 23 января.
Единственный создатель и админ телеграм-канала «Как-то вот так» 26-летний житель Ульяновска Анатолий Спирин, как выяснилось, был задержан еще в сентябре у себя дома и доставлен оперативниками на машине в Москву. Здесь по ходатайству 8-го отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Москве Тверской суд столицы 26 сентября санкционировал его арест, а 22 ноября рассмотрел ходатайство о продлении обвиняемому срока содержания под стражей еще на два месяца — до 23 января 2023 года.
При этом суд согласился с доводами представителя следствия о том, что Спирин официально не трудоустроен, не имеет постоянного легального источника дохода и, находясь на свободе, может скрыться, а также помешать расследованию.
Дискредитирующие публикации
Поводом для возбуждения в отношении Спирина уголовного дела стала ситуация вокруг размещенных летом 2022 года в его телеграм-канале «Как-то вот так» нескольких постов. Они касались директора госкорпорации «Ростех» по особым поручениям Василия Бровко и его супруги, телеведущей Тина Канделаки, а также деятельности самой госокорпорации.
Так, согласно показаниям потерпевшего, Канделаки журналисты фактически голословно обвинили в хищении бюджетных средств в бытность генеральным продюсером телеканала «Матч ТВ». «Ростех» обвинили в поставках устаревшего аппарата ИВЛ, который якобы оказался «устаревшей китайской моделью», а Бровко — в устройстве на работу по блату через свою жену и супругу главы «Ростеха» Наталью Игнатову.
Помимо прочего, в последней из трех заметок утверждалось, что Бровко якобы имеет «долю» в одном из проектов «Ростеха», «держа» ее в офшоре на Кипре. Сам Бровко назвал все эти сведения ложными. Он рассказал, что, пытаясь прекратить поток оскорбительной и клеветнической информации, поручил своему помощнику Александру Карвацкому связаться с администратором телеграм-канала. Тот выполнил просьбу.
За удаление трех постов и «блок» на размещение в дальнейшем новых материалов с него запросили 150 тысяч рублей. 7 июня Карвацкий перевел переданные ему Бровко 100 тысяч рублей, однако с него стали требовать еще. А 28 июня и 18 июля на платформе появились еще две негативные публикации, которые вновь касались Бровко и Канделаки. По словам потерпевшего, после этого с него стали требовать заплатить 300 тысяч за удаление всех негативных материалов и «блок» на два месяца. После этого потерпевший подал заявление в полицию.
Версия арестованного
Спирину предъявили обвинение в вымогательстве в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору (п. «а», «г», ч. 2 ст. 163 УК РФ — до семи лет лишения свободы). Свою вину он не признал. Согласно версии, которую Business FM озвучил его адвокат Павел Герасимов, журналист действительно разместил три материала, которые «касались «Ростеха» и его реформ». «Ничего, что имело бы отношение лично к Бровко, в них нет», — утверждает он.
Адвокат заверил, что ни один из материалов также не содержал и дискредитирующей Бровко информации. Более того, сам Спирин никогда не общался с потерпевшим лично. По словам арестованного, в июне 2022 года с ним связались представители некоего маркетингового агентства, которые сообщили, что занимаются репутациями и действуют в интересах Бровко. Они спросили, во сколько обойдется удаление трех постов о топ-менеджере «Ростеха».
«В ответ Анатолий им прислал прейскурант, в котором говорилось, что удаление одного поста обойдется в 50 тысяч рублей, и предложил заключить с ним как с самозанятым договор и оплатить по безналу счет за рекламные услуги. Это следствие и трактовало как вымогательство», — сказал защитник. Он считает случившееся «провокацией». По сведениям адвоката, деньги Спирину так и не перечислили. «Ему сказали: мы подумаем, и после этого его задержали», — сказал Павел Герасимов.
Он сообщил, что защита в Тверском суде Москвы просила отклонить ходатайство следствия о продлении Спирину ареста, опровергая доводы следствия о том, что обвиняемый якобы не имеет постоянного источника дохода. Его супруга готова была внести за мужа залог на сумму 3 млн рублей. Также в качестве альтернативы заключения под стражу защита предлагала перевести обвиняемого под домашний арест в специально арендованную для этой цели квартиру в Москве.
В свою очередь следователь указала, что обвиняемый представляет угрозу для общества, так как якобы занимает оппозиционную позицию. «Это не соответствует действительности, так как Спирин, наоборот, размещал в своем канале патриотические посты и рекламу», — сказал Герасимов. Однако доводы следствия перевесили, и суд оставил репортера в СИЗО еще на два месяца. Это решение адвокаты Спирина обжаловали в Мосгорсуде. По их мнению, суд при рассмотрении проявил формальный подход, не изучив даже представленные защитой характеристики.
Два эпизода одного дела
По данным защитников, в настоящее время дело создателя канала «Как-то вот так» Павла Спирина Главное следственное управление столичной полиции объединило в одно производство с делом коммерческого директора Ксении Собчак Кирилла Суханова, а также бывшего главного редактора журнала Tatler Ариана Романовского (настоящая фамилия Кузьмин) и журналиста Тамерлана Бигаева. Они обвиняются в вымогательстве 11 млн рублей у главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Василий Бровко фигурирует в нем как свидетель.
Именно он, как следует из материалов дела, обнаружил 22 октября в телегам-канале «Тушите свет» пост о присутствии Чемезова на дне рождения бизнесмена и миллиардера Андрея Бокарева. Впоследствии за его удаление и «блок на негатив» репортеры стали вымогать деньги, гласит обвинение. Впрочем, журналисты свою вину также отрицают и говорят о плате за рекламное сотрудничество.
Павел Герасимов заметил, что благодаря объединению двух дел его подзащитному и вменили совершение вымогательства в крупном размере в составе организованной группы. При этом, по его данным, следствие планирует «сделать его свидетелем» по эпизоду Суханова, Кузьмина и Бигаева. Адвокат уверяет, что по этому эпизоду его клиент «ничего не знает». Однако он утверждает, что Анатолий Спирин «подвергается давлению» со стороны оперативников, которые неформально навещают его в СИЗО.
Муж Канделаки начал чистку ТГ-каналов с себя
Василий Бровко является директором госкорпорации по особым поручениям. Столичная полиция признала его потерпевшим от действий создателя телеграм-канала «Как-то вот так» Анатолия Спирина. Последнего суд арестовал еще в сентябре, а на днях продлил срок ареста.
30.11.2022