Видеозапись задержания Геннадия Корбана, которую выложила в сеть Служба безопасности Украины, чтобы подтвердить — все происходило по закону! — быстро набрала десятки тысяч просмотров, подобно трейлеру крутого боевика.
…На лестничной клетке элитного дома тесно от вооруженного спецназа в камуфляже, с буквами «СБУ» на спинах. Действиями бойцов руководят мужчины в штатском. Дверь в квартиру прикрывает собой один человек — народный депутат, кандидат в мэры Днепропетровска и друг Корбана Борис Филатов. Его раскрытое удостоверение впечатления не производит.
На звонок хозяева не отреагировали — двери вскрывают ломом. Скрежет металла. Видна обстановка прихожей: светильники, картины…
«Что ты делаешь? Что вы делаете? Тут живут мои дети! Прекратите! Я вас на фронте защищал! Вы кому служите сейчас?» — у Корбана, выбежавшего навстречу, почти истерика. Он пытается кому-то звонить, либо просто делает вид, что звонит. На этом невыгодном фоне звучит голос следователя: «Вы подозреваетесь в совершении уголовных преступлений, предусмотренных статьями 289 и 349 Уголовного кодекса Украины…» Подозреваемый, не дослушав, пытается нырнуть в глубину квартиры. У спецслужбы переполох: «Все, взяли! Взяли!»
Через мгновение Корбан возникает в кадре, похоже, с заломленными назад руками: «Веди-веди-веди!»
«Правитель должен в себя влюбить»
За последний год Геннадий Корбан, непубличный, как все нувориши, резко разбогатевшие в начале 90-х, часто давал интервью. Ну, что о нем знали прежде, кроме слухов? Правая рука олигарха Игоря Коломойского, талантливый организатор.
Рейдер номер один, который своими достижениями помогал группе «Приват» наращивать могущество. (Сейчас герой публикаций предпочитает называть себя бизнесменом-конфликтологом, специализирующимся на слияниях и поглощениях — О. М.)
В 2005-м стал членом наблюдательного совета компании «Укртатнафта»: 86% в добыче нефти, 28% — газового конденсата и 16% газа от общей добычи в Украине.
В 2006-м компания Корбана «Славутич Капитал» участвовала в конфликте, связанном с переделом днепропетровского рынка «Озерка». Когда чуть позже представители проигравшей стороны стали гибнуть друг за другом, а главный соперник, российско-украинский бизнесмен и покровитель в Украине так называемого «Русского клуба» Максим Курочкин, был застрелен прямо на ступеньках суда в Киеве, Геннадий Олегович признался, что шокирован. Он и сам пережил несколько покушений, чудом избежав смерти. Обычная судьба игрока на рынке капитала, чье состояние оценивается в 150 миллионов долларов. И если бы не война на Донбассе…
Войну на Донбассе, поначалу парализовавшую волю тех, кто оказался у власти после Майдана, в бизнес-кругах Днепропетровска восприняли как вызов, как попытку рейдерского захвата со стороны России. Тема выглядела понятной, методы сопротивления — тоже.
В интервью интернет-изданию Vgorode.ua Корбан объяснял, почему, не колеблясь, принял предложение стать замом Игоря Коломойского, назначенного главой обладминистрации: «Мы просто не хотим в Россию. Не хотим. Нам нравится эта страна, она очень уютная, здесь нет российского ужаса, и никогда не было. В России тайга — закон, а прокуроры — медведи. Нам так жить некомфортно. Поэтому мы и защищаем Украину». Свою роль Геннадий Олегович, вдохновленный масштабом деятельности и новыми полномочиями, рисовал образно, но неосторожно: «На Востоке есть принцип: “Правитель должен в себя влюбить». Если кого-то не можешь влюбить, должен его купить. Не можешь купить — должен убить. Это правило работает. Кого-то мы влюбили, кого-то купили, а кого-то и убиваем».
Война не все списала
Днепропетровск не стал центром сепаратистской «республики», не повторил судьбу Донецка. Напротив, превратился в город-источник оптимизма. Здесь экипировали украинские добровольческие батальоны, ремонтировали и заправляли военную технику, лечили раненых, договаривались об освобождении пленных, принимали беженцев. Благотворительный «Фонд обороны страны», руководимый Геннадием Корбаном, имел максимум доверия. Государству в лице Минобороны верили по-прежнему слабо — «Воруют!», — зато пожертвования Фонду украинцы переводили с открытым сердцем. И закономерно, что в сентябре 2014 года Геннадий Корбан удостоился награды из рук президента, ордена «За мужество» третьей степени.
Рассказывали, якобы Коломойский в ту пору обратился к богатым согражданам с призывом взять ответственность за страну, ввести, если угодно, прямое олигархическое правление — разделить между собой области, превратиться в губернаторов. Конечно, по согласованию с Петром Порошенко, тоже членом клуба миллиардеров.
Идею не реализовали. Она по разным причинам не понравилась ни президенту, ни давнему недругу Коломойского Ринату Ахметову, ни младшему партнеру Ахметова, Вадиму Новинскому, народному депутату от «Оппозиционного блока». Впоследствии Коломойский вместо преференций в бизнесе, на которые рассчитывал, и собственности, «отжатой» по праву победителя у тех, кто занял сторону россиян и «донецких», получил скандал, а затем и отставку. Достаточно вспомнить схватку с центральной властью за право контроля над компанией «Укрнафта» весной 2015 года. Президент дал понять: спекуляции на теме военных заслуг не потерпит. Он намерен восстановить внутри страны мир.
Геннадий Корбан ответил обидчикам созданием партии «УКРОП» (Украинское объединение патриотов). В «укроповцы» записалось немало людей, прошедших фронт, с радикальными взглядами, недовольных тем, что перемены в обществе после революции достоинства так и не наступили. А, главное, бывшие «регионалы», пособники сепаратистов и агрессора, на чьей совести — раскол Украины, остались в полной безнаказанности. С Ахметова, перебравшегося под Киев, пылинки сдувают! Кернес стал мэром Харькова, Добкин — депутат Рады. Ефремов, хоть и с электронным браслетом на ноге, совершает в сопровождении бодигардов утренний моцион по парку. Клюев сбежал и прекрасно чувствует себя в Австрии. Янукович и Азаров вот-вот докажут в международных инстанциях — они не грабители собственного народа, а жертвы произвола. Все меньше надежд, что к ответу привлекут российских граждан Гиркина-Стрелкова, Безлера-«Беса», Бородая и других наемников. Объяснение в «УКРОПе» находили одно: мирный «Минский план» Порошенко — не что иное, как предательство.
С этого момента днепропетровская финансово-промышленная группа обрела в глазах власти четкие черты оппозиционной политической группировки. До превращения в ОПГ было рукой подать…
От «маршала Гречки» до узника совести
Самому Корбану не удалось ни влюбить, ни купить Чернигов, где он пытался избираться в Раду, но лишь получил за раздачу крупы населению меткое прозвище «Маршал Гречка». Деньги, вброшенные в рекламу в Киеве, тоже пошли на ветер — столица не видела в Корбане мэра. Хотя в целом местные выборы «УКРОПу» удались. Партия приобрела 400 мандатов в городских, районных, сельских советах плюс нардепа Бориса Филатова в качестве реального претендента на кресло градоначальника Днепропетровска.
Воинственная тональность избирательных кампаний Корбана убедила силовиков в том, что спецоперация по его задержанию легкой не покажется. 500 «альфовцев» и «кугуары» на улицах мирного города были готовы к отражению контратак «частной армии». Однако противостояние не возникло даже после обысков в офисах и на квартирах, в том числе, у волонтеров — если не считать шума, который подняли СМИ, а также «Батьківщина», «Самопоміч», «Свобода» и Радикальная партия. Коломойский высказался достаточно осторожно. Но, так или иначе, «рейдера номер один» и «маршала Гречку» сменил образ борца с режимом и политического заключенного. Ситуация смутно напоминала август 2011-го, когда Юлию Тимошенко, которая давала показания по поводу газового контракта, вдруг по приказу президента Януковича «упаковали» в автозак и увезли в СИЗО.
Как стало известно из достоверных источников, Геннадия Корбана «ради его же безопасности» поместили не в изолятор Лукьяновской тюрьмы, а в изолятор СБУ. Потом доставили в Чернигов, где Новозаводской районный суд приступил к определению меры пресечения задержанному. Адвокаты демонстрировали высший класс. Прямо в зале у Геннадия Олеговича случился гипертонический криз, приехала «Скорая», заседание отложили до утра.
Почва для посадки
Ради объяснения размаха мероприятия Генпрокурор Украины Виктор Шокин и глава СБУ Василий Грицак собрали 2 ноября брифинг. Объявили: на совести Геннадия Корбана и подельников — похищения, убийства, в том числе капитана Службы безопасности Украины, пытки, 1 миллион 300 тысяч долларов, украденных из «Фонда обороны страны», организация незаконного вооруженного формирования на базе под названием «Черная гора», контрабанда товаров через линию соприкосновения с зоной АТО и прочие преступления. В подтверждение показали микст из старых телесюжетов и оперативной хроники.
— За ночь фильм смонтировали, — признался журналистам генпрокурор. — До выборов не имели права демонстрировать, чтобы не обвинили в давлении. Фонд под руководством Корбана сделал много хорошего. Но есть и другая сторона медали…
Шокин, видимо, от напряжения, был багров. Депутаты давно требовали от Порошенко отставки Генпрокурора — по сумме его служебных промахов. На замене «старой гвардии», не способной бороться с коррупцией, настаивали западные партнеры Украины. Фото роскошного, не по зарплате, особняка и машин лишь усугубляли положение руководителя прокуратуры. Но козырь в виде разоблачения днепропетровского преступного, ранее патриотического сообщества бил все прежние карты — руку Шокина направлял сам президент.
«На Корбане никто останавливаться не будет», — сказал накануне Порошенко, как бы анонсируя новые посадки.
Действительно, прямо во время брифинга на допрос 5 ноября вызвали в качестве свидетелей представителей другого олигархического клана — народных депутатов из «Оппозиционного блока» Александра Вилкула и Наталью Королевскую. Хотя еще со времен президента Ющенко практика подобных телеобращений к известным лицам сильно хромала. Одни из них успевали покинуть страну, чтобы пересидеть опалу не в камере, другие уходили навсегда, по своей ли, по чужой воле, точно не установлено.
На сей раз возникла угроза для жизни непосредственно генерального прокурора. Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская подтвердила: поздно вечером, в понедельник, по окнам рабочего кабинета Виктора Шокина в здании на улице Резницкой, где проходило совещание, дважды выстрелили. Никто не пострадал. «След Корбана» в случившемся еще не найден. «УКРОП» собирает под Радой митинг и просит милицию охранять общественный порядок очень внимательно — власть, мол, готовит очередные провокации.
Теперь степень мужества президента Порошенко определят только суды над беспартийными коррупционерами, а также ворами от разных политических сил — с правящей коалицией и собственной партией «Солидарность» включительно.
ТОЛЬКО ЧТО СТАЛО ИЗВЕСТНО
Законный срок содержания Геннадия Корбана под стражей закончился 3 ноября, в 8:20 утра. Однако друзья задержанного, народные депутаты, не смогли забрать его из зала суда в Чернигове. Стало известно, что сотрудники СБУ посадили фигуранта в машину и увезли в неизвестном направлении — предположительно, в Днепропетровск. Адвокаты Корбана уже заявили о похищении подзащитного. Параллели с процессом над Юлией Тимошенко во времена президента Януковича становятся все сильней.
Мужество третьей степени
Борьба с коррупцией в Украине пока похожа на сведение политических счетов — но не с представителями режима Януковича.