В Центральном районном суде Челябинска стартовал процесс по уголовному делу бывшего регионального министра спорта Юрия Серебренникова, обвиняемого в получении взяток. Сторону гособвинения поддерживают в этом процессе прокурор Центрального района Челябинска Виктор Зеленкин и его помощник Ирина Клименко, они инкриминируют Серебренникову четыре эпизода получения взяток на общую сумму в 35 млн рублей. Сам экс-министр обвинение полностью отрицает и утверждает, что все обвинения высосаны из пальца. Откровенные заявления экс-министра – в материале Znak.com.
Прокуроры Виктор Зеленкин и Ирина Клименко сегодня в Центральном районном суде Челябинска по очереди озвучили обвинение экс-главе регионального минспорта Юрию Серебренникову. По версии следствия и гособвинения, в течение 2010-2013 годов он задумал и осуществил последовательное «выкачивание» денег из четырех спортивных клубов - озерского, снежинского, коркинского и челябинского, обещая директорам субсидии из областного бюджета и требуя за это солидную – от 10 до 30% - долю от казенных денег.
«Юрий Серебренников, являясь государственным служащим и министром физкультуры и спорта Челябинской области, имел полномочия для реализации госполитики в своей сфере, - заявил Виктор Зеленкин. – В частности, его ведомство формировало перечень получателей бюджетных субсидий и представляло в правительство Челябинской области проект положения о выделении субсидий спортивным командам, принимающим участие в первенствах области и России. В связи с этим у него возник преступный умысел на получение взятки в виде денег от директоров спортивных клубов».
Серебренников, напомним, был задержан зимой 2014 года по дороге в больницу, а вскоре арестован, хотя защита предоставляла суду доказательства того, что министр спорта нуждается в регулярной медицинской помощи. Более полугода Серебренников провел в следственном изоляторе, пока в октябре 2014 года судья Центрального районного суда Ирина Шершикова не изменила ему меру пресечения на домашний арест. Добавим, показания на экс-министра давал ныне уже осужденный директор клуба «Сунгуль» (Снежинск) Александр Кондратьев, заявивший, что в 2011-2013 годах он якобы пообещал делиться с Серебренниковым 10% от субсидии, которую минспорта выделяло клубу. Кроме того, было возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования средств руководством футбольного клуба «Челябинск». Речь шла об исчезновении в 2012-2013 годах более 4,5 млн бюджетных рублей. В апреле следственные органы заявили еще о двух преступных эпизодах в рамках уголовного дела – о двух взятках от руководителя спортивного клуба из Озерска на сумму свыше 800 тыс. рублей.
Однако сегодня о футбольном клубе «Челябинск» в обвинительной речи прокуроров не прозвучало ни слова.
Серебренников, как заявили гособвинители, получал деньги от директора снежинского гандбольного клуба «Сунгуль» Александра Кондратьева, от директора коркинского хоккейного клуба «Факел» Аркадия Белоусова, руководителя челябинской баскетбольной команды «Славянка» Юрия Перминова и озерской команды американского футбола «Уральские скауты» под управлением Константина Барышева. В общей сложности речь идет о 35 млн рублей.
Самой ранней считается взятка от снежинского «Сунгуля». По словам Виктора Зеленкина, Серебренников на личной встрече с Александром Кондратьевым летом 2010 года «в неустановленный следствием день» рекомендовал ему собрать пакет документов для участия гандбольного клуба в целевых областных программах «Развитие физкультуры и спорта в Челябинской области» на 2009-2011 и 2012-2014 годы. Причем участие в получении субсидий, как утверждает гособвинение, Юрий Николаевич гарантировал Александру Кондратьеву за 10% от общей суммы благ.
Кондратьев согласился. В конце 2010 года по распоряжению Серебренникова его заместитель Денис Телих (ныне исполнительный директор ХК «Трактор») подготовил проект постановления правительства Челябинской области, в котором среди прочих «стипендиатов» значились и снежинские гандболисты, коим выделялось 7 млн рублей. Впоследствии Кондратьев передал Серебренникову даже 12% от этой суммы – 840 тыс. рублей. В 2011 и 2012 годах ситуация повторялась: Серебренников предлагал, директор клуба, «заинтересованный в финансировании своей команды», соглашался и позже министр получал свой процент. Всего глава регионального спортивного ведомства получил от «Сунгуля», по версии следствия, 2,84 млн рублей.
С челябинским баскетбольным клубом «Славянка» и озерским «Уральским скаутом» дело обстояло так же, разве что, как озвучил прокурор Центрального района, от «Славянских» баскетболисток 2,7 млн рублей Серебренников получал частями, в несколько приемов в течение лета-осени 2011, 2012 и 2013 годов, а сотрудничество с «американскими» футболистами из Озерска уложилось в два года и 20% от субсидий – всего 800 тыс. рублей. Все эти деяния квалифицированы по части 6 статьи 290 УК РФ – взятка в особо крупном размере.
С коркинским хоккейным клубом «Факел» схема была несколько запутаннее, да и денег, как предположило следствие, Серебренников выудил оттуда на порядок больше.
Как рассказал в суде помощник прокурора Центрального района Ирина Клименко, сотрудничество обвиняемого с директором «Факела» Аркадием Белоусовым началось в 2010 году, и началось стандартно: с намека, что получение субсидий из областного бюджета зависит от отношения к клубу министра спорта Южного Урала. Правда, «Факелу» Серебренниковым и субсидии были обещаны на порядок больше - до 20-25 млн рублей, и долю он потребовал солидную – в 30%. В итоге все тот же Денис Телих подготовил сначала, в конце 2010 года, постановление о выделении субсидии на коркинский хоккейный женский клуб в размере 8 млн рублей, а уже весной 2011 года – поправку, благодаря которой субсидии увеличились до 26 млн рублей. Примерно треть от этой суммы – 8 млн рублей – Серебренников, по данным следствия, получал от Белоусова в течение весны-осени 2011 года, разовыми порциями по одному миллиону. Причем получал через посредников – назначенных им попечителей «Факела» Чарикова и Телегина.
На следующий год схема была изменена: по словам Ирины Клименко, сначала Серебренников велел Телиху оформить на «Факел» 15-миллионную субсидию, затем еще 5 млн рублей (причем эти постановления подписывал не ведающий о замыслах начальника бывший замминистра спорта региона, а ныне министр Леонид Одер), а затем был сделан и вовсе «ход конем»: Серебренников, являясь председателем совета знаменитого челябинского ХК «Трактор», предложил директору этого клуба Владимиру Кречину и директору «Факела» Аркадию Белоусову заключить договор о сотрудничестве. По настоянию Серебренникова Кречин внес в бюджет клуба строку о дотации коркинских хоккеисток на 10 млн рублей, Белоусов через Чарикова согласился передать министру 25% от этой суммы. В 2013 году «Факел» финансировался Серебренниковым уже полностью через бюджет «Трактора», который, в свою очередь, получал немалые деньги из областного бюджета. По этой схеме «Факел» получил 45 млн рублей, из которых 11,25 млн Белоусов «траншами» по 1,25 млн ежемесячно переводил Серебренникову все через тех же Чарикова и Телегина.
Такова позиция гособвинения, которая была озвучена сегодня в суде. Со следующего судебного заседания начнется процесс изучения письменных доказательств – финансовых документов, касающихся «помощи» четырем спортивным клубам. Тем не менее уже сегодня появились ответы на несколько вопросов, которые до сих пор не были расшифрованы. Например, из прокурорской речи становится ясно, каким образом дело Серебренникова породило «ответвление» в виде уголовного дела в отношении начальника челябинского городского управления спорта Евгения Иванова. Напомним, дело Иванова было возбуждено весной 2014 года, начальник горкомспорта обвинялся в получении взятки от руководства ХК «Трактор», а за взятку выдавали его бесплатную поездку с игроками «Трактора» на тренировочные сборы в Швейцарию в 2011 году. Возбуждению дела предшествовали обыски в горуправлении спорта – теперь ясно, что следователей интересовали материалы относительно субсидий «Славянке». Проверка же финансовых документов в «Тракторе», связанная со спонсированием «Факела», вывела на след давней поездки Иванова. Впрочем, городской чиновник, напомним, в феврале 2015 года был полностью оправдан. Недаром сегодня в обвинительном заключении в части, касающейся подписания договоров о финансировании челябинских баскетболисток-«славянок» из областного бюджета, специально указывалось, что Иванов подписывал присланные из минспорта документы, «не будучи осведомлен о преступном замысле Серебренникова». Такая же формулировка, добавим, использована в отношении ныне отстраненного главы Коркинского района Геннадия Усенко: договор на субсидирование «Факела» он заключал, также «не будучи осведомленным».
Однако гораздо интереснее реакция самого Юрия Серебренникова на зачитанное обвинительное заключение. Изначально он отказался комментировать его перед журналистами. Положение спасла адвокат экс-министра Наталья Альбрант, заявившая, что сторона защиты полагает инкриминируемые ее клиенту обвинения недоказанными и надеется на взвешенное и беспристрастное решение суда. Однако затем сам Серебренников, видимо, не выдержал.
«Вот кто из журналистов помнит, где сейчас команда «Факел»? – риторически вопросил он. – Ее просто нет, расформирована! А пока дядя Юра их обворовывал, они почему-то занимали третьи места по стране. То же самое скажу про баскетболисток из «Славянки»: их нет! Да и «Сунгуль» единственный раз в своей истории занял третье место в России, только пока я у них «воровал»! Вспомните мои слова через два-три года: в Челябинской области вообще не останется ни одной команды кроме разве что «Трактора»!
Позже, в перерыве, Юрий Серебренников поделился своими соображениями с корреспондентом Znak.com.
Мнение экс-министра однозначно: директора спортивных клубов попросту сдали его, как только им пригрозили соответствующие органы.
По словам Серебренникова, следователь, например, сделал вывод о том, что Шариков восемь раз приносил ему по миллиону в 2011 году за помощь «Факелу» на том основании, что за полгода министр с никому не известным попечителем созванивались как раз восемь раз. «Вообще все эти деятели уже сами кто сидит, кто навострил лыжи за границу. Перминов (директор «Славянки» - прим. ред.) вообще умер, - рассказал Серебренников. – Ну мужику 75 лет было, я его знал лет 18. Он пришел просить о субсидии, чтобы хоть пенсию нормальную получать. Мы дали, а повернулось вот как. Если бы у меня был этот миллион долларов, стал бы я ждать, что меня арестуют? А сегодня снова везде напишут, что, вот, поймали вора!»
Показания на Серебренникова вначале действительно дал, как и сообщал ранее Znak.com, Александр Кондратьев из Снежинска. Дальше, по версии экс-министра, под него начали копать целенаправленно. Так, Константин Барышев из Озерска, руководитель не хватавшей звезд с неба команды по американскому футболу, в конце 2013 года сам угодил под следствие за то, что за казенный кошт чинил личный автомобиль и без счета тратил казенный же бензин. Как сообщал Znak.com ранее, следствие установило, что Константин Барышев и его друг, директор озерского МУ «Арена» Андрей Плотников в 2011-2012 годах заправляли и чинили личные автомобили за счет средств бюджета, выделенных на деятельность «Арены», чем причинили городу ущерб в 412 тыс. рублей. В ноябре 2013 Барышев получил за это три года условно, но перед тем, по словам экс-министра, обращался к Серебренникову за разрешением временно «занять» из финансирования команды 400 тысяч – чтобы погасить ущерб, причиненный муниципалитету, заплатить адвокату и за счет заглаживания вины как раз и выйти на условный срок.
«А что получилось? – сожалеет о прошлом Серебренников. – Я разрешил, а Барышев тут же, как только следствие надавило, радостно сообщил, что «я ж их Юрию Николаевичу отдал, эти деньги!»
Впрочем, Серебренников в частной беседе признается: как директоров клубов «прижимали», чтобы взять на крючок министра, так и министр был интересен следствию как источник информации.
«На меня давили, вынуждая дать показания на экс-губернатора Михаила Юревича и его ближайшее окружение, в том числе ряд вице-губернаторов», - заявил Znak.com Юрий Серебренников.
«Ну и кем бы я был, если бы пошел на сделку со следствием?» - разводит руками экс-министр.
Добавим, в зале суда в ожидании судьи Светланы Соколовой после перерыва экс-министр попытался затеять разговор с прокурором Виктором Зеленкиным.
«Вы сами-то верите в то, что сейчас читаете? – осведомился обвиняемый. – У меня ведь даже не было полномочий назначать попечителей в какой-то спортивный клуб, а в вашем обвинении это преподносится как истина – что я назначил этого Чарикова! Вы же прокурор, слуга народа, должны нас, народ, защищать».
«Давайте сейчас не будем вступать в полемику!» - отрезал Зеленкин.
Но Серебренников не унимался. «Сейчас просто заявлю, что отрицаю обвинение, - пообещал он (и, заметим, сдержал обещание). – Но потом точно скажу все. Как это так? Следователь приходит ко мне и говорит: мы нашли два ваших счета в Лондоне. Я спрашиваю: а что, на один все не влезло? До них дошло, видать, что со счетами ошиблись, ну нет у меня никаких счетов. И тогда вообще заявляет: а мы объявим вас «голубым»! Мол, жаль, что сейчас не 37-й год! Ну как верить после этого в беспристрастность следствия?»
«Мы нашли у вас два счета в Лондоне и объявим вас «голубым»…»
Челябинский экс-министр Серебренников на первом же заседании суда схлестнулся с прокурором.