Красноярский губернатор Александр Усс, похоже, делает всё возможное для того, чтобы его главный политический оппонент – бизнесмен, криминальный авторитет и экс-депутат Законодательного Собрания Красноярского края Анатолий Быков, осуждённый на 13 лет за организацию двойного заказного убийства, никогда не вышел на свободу…
Уже больше года сидящему на нарах «Красноярскому Робин-Гуду» «корячиться» ещё пару лет отсидки: ему предъявлено обвинение в подстрекательстве к убийству конкурента – криминального авторитета Владимира Филиппова. По версии следствия, летом 1998 года подельники всесильного на тот момент «алюминиевого короля», выполнили волю своего босса. По иронии судьбы убийство было совершено на улице имени Алёши Тимошенкова – комсомольца-дружинника, павшего в 60-х годах в схватке с уголовниками. Не исключено, что преступный «авторитет» Филиппов (по кличке «Филипп»), был убит не без ведома правоохранителей. В 1980-х годах он был одним из самых авторитетных красноярских уголовников. Его первые «ходки» состоялись задолго до прихода «лихих девяностых». Предположительно, ситуация развивалась так: выйдя после очередной отсидки в 1998 году, он сразу начал сколачивать вокруг себя банду уголовников, что не могло не «напрячь» Быкова, который на тот момент считался «хозяином» Красноярска. В отличие от отпетых уголовников Филиппова, «под Быковым» «ходили» в основном, бывшие спортсмены, которые и расправились с претендующим на роль «короля» красноярского преступного мира Филиппом.
О том, что у Толи Быка была «своя рука» в краевой власти, позволяющая ему оставаться безнаказанным, было в Красноярске известно всем. В частности – он пользовался неограниченной поддержкой тогдашнего спикера ЗС Александра Усса, который был выпускником, а затем и преподавателем юридического факультета Красноярского университета. Более половины судей и милицейских чинов были в Красноярске его студентами или однокашниками. Может этот факт помог тогда «спрятать концы в воду»?
Так или иначе, после убийства «Филиппа» больше попыток со стороны местного преступного мира претендовать на «трон» Быкова, уже не было. Через несколько лет, в начале двухтысячных, у своего дома был расстрелян бизнесмен Назаров, бывший заместитель начальника уголовного розыска краевого ГУВД. Поговаривали, что он тоже перешёл дорогу Быкову, но тогда это дело практически тоже спустили на тормозах. Был арестован и осуждён на длительный срок киллер, а на заказчика следствие так и не смогло выйти.
Тогда неприлично разбогатевший «алюминиевый король», судя по всему, решил, что теперь может, по своему усмотрению, ставить на должность и менять красноярских губернаторов. О том, например, что предвыборным кошельком Александра Лебедя был Анатолий Петрович Быков, известно всем. Но безраздельным хозяином Красноярского края у Быкова стать не получилось: строптивый генерал очень быстро поставил зарвавшегося уголовника на место: после нескольких попыток Быкова «поруководить» главной региона, лоббируя свои политические и экономические интересы, Лебедь инициировал в крае проверку Генеральной прокуратуры, которая изрядно потрепала бастионы «алюминиевого короля». Нанести решительное и окончательное поражение его уголовной империи, как раз, не дал председатель Законодательного Собрания Александр Усс, горой вставший на защиту Быкова, и, по сути, возглавив политическую оппозицию Александру Лебедю. После трагической гибели генерала, Усс проиграл губернаторские выборы Александру Хлопонину. На него, как и на его последователя Льва Кузнецова, Быков никакого влияния не имел и не мог иметь – этих руководителей небеспочвенно связывали с главной корпорацией региона, «Норникелем».
Уйдя на несколько лет в тень, заметно оживился Быков с приходом к власти своего «старого друга»: Александра Усса. Но теперь Александру Викторовичу о такой компании вспоминать вовсе не хотелось: он начал демонстративно дистанцироваться от бывшего соратника с условной судимостью. Видимо тогда разъярённый Быков решил примкнуть к оппозиции. Как известно, нет страшнее врага, чем бывший друг. Борьба между опальным депутатом и губернатором, в том числе в публичном пространстве, завязалась нешуточная. Ожидаемо победил единоросс-губернатор. Видно не обошлось без старых связей в правоохранительных органах. По всей видимости, хорошо ему помог бывший руководитель пенитенциарной системы края Владимир Шаешников: вдруг, спустя 14 лет, в тюрьме заговорил убийца Назарова, «вспомнивший» заказчика. Им оказался Андрей Грабовский, бывший в начале 2000-х «правой рукой» Быкова. На момент ареста, в 2019 году, он давно отошёл от дел, жил в Москве, и тренировал ребятишек в секции по боксу. Несмотря на то, что Грабовский своей вины так и не признал, суд осудил его на 13 лет, за организацию убийства.
Вскоре после этого начались серьёзные проблемы у Анатолия Быкова. Одно за одним начали всплывать «дела давно минувших дней». У давно отбывающих на нарах свой срок друзей и подельников Быкова вдруг начала просыпаться память. Так, обвинение, которое позволило упрятать в тюрьму Быкова два года назад, было построено на словах киллера Владимира Татаренкова, арестованного в 2010-м, и вдруг после 10 лет отсидки, решившего поведать следствию, кто ему сделал заказ на убийство двух конкурентов Быкова.
Оказавшись за решёткой, не смирившийся Анатолий Быков не сдаётся – пишет письма президенту, требуя справедливости, просит свидания с журналистами и даёт обширное интервью, прозрачно намекая, что может нарушить обет молчания, и тогда многим из тех, сейчас находится у власти, несдобровать. Возможно, новый срок, который светит Анатолию Быкову – сигнал, от того, на кого он намекает? Дескать, не будешь держать язык за зубами, не выйдешь до конца жизни…
На Быкова повесили очередное убийство
Не исключено, что у этого дела есть конкретный интересант.