На днях суд арестовал бизнесмена Игоря Пинкевича, которого подозревают в мошенничестве при строительстве элитного жилого комплекса в Москве. Вообще-то Игорь Пинкевич долгие годы пек хлеб, а его компания «Настюша» является ведущим производителем хлебобулочных изделий в столице. Но погорел он на девелоперском бизнесе, обманув, по версии следствия, тысячи дольщиков. Впрочем, у этой истории есть и второе дно, которое связано с сыном всемогущего главы Совбеза Николая Патрушева и другими игроками.
Хлебное место
Мы живем в причудливом мире, а, точнее, в причудливой стране. Помните, как в 1990-х годах зайдешь в магазин, допустим, с названием «Чай», а там вместо бодрящего напитка продаются водка и презервативы? Сейчас такого вроде бы почти не встречается, но в бизнесе подобные явления сплошь и рядом. Была и есть такая группа компаний «Настюша», она специализировалась на зерне и выпекании хлеба. Дела шли успешно, компания на московском рынке хлебобулочных изделий заняла долю в 60%. Казалось бы, чего желать еще? Но амбиции, а может быть что-то другое, заставили собственников бизнеса заняться совсем несвойственным им делом. И «Настюша» начала строить дома.
Поскольку компания московская, то, неудивительно, что свои девелоперские проекты она начала реализовывать в столице, в прекрасном месте возле парка. Строят у нас по привычной модели: берут деньги в банке и собирают средства с дольщиков. «Настюша» так и поступила. В итоге дольщиков будущего жилого комплекса комфорт-класса «Царицино» набралось порядка 6 тысяч человек. И через какое-то время эти дольщики почувствовали себя обманутыми, потому что деньги на строительство они сдали, а квартир у них по-прежнему нет. На рынке говорят, что средства застройщик использовал, чтобы погасить свои «хлебные» долги. Долгое время дольщики обращались к правоохранителям, но безрезультатно, и вот в 2017-м году силовики внезапно прислушались к гражданам. Ныне существует дело о мошенничестве, а совладелец «Настюши» Игорь Пинкевич на днях был арестован и теперь проводит свои дни в СИЗО.
Не рейдерством единым
«Настюша», как водится, сообщила, что вины на компании и на ее гендиректоре Игоре Пинкевиче никакой нет. И заявила, что на нее идет рейдерская атака. В дело даже вмешался бизнес-омбудсмен Борис Титов, который пообещал изучить ситуацию. Вполне можно предположить, что «Настюша» может быть и права. В конце концов мало ли кого в России «рейдерят»? Есть и другая версия. Вспомним, что не так давно в Москве прошли массовые митинги обманутых дольщиков. А тут еще власти затеяли программу реновации. И в этом свете арестовать нечистоплотного девелопера – благое дело.
Руководство показывает, что оно не дремлет, держит руку на пульсе и решает проблемы жителей. ЖК «Царицино» теперь построят, говорят, нашлись новые инвесторы. В общем, для обманутых дольщиков все будет хорошо. Такая версия, хоть немного и отдает конспирологией, но тоже имеет право на существование. Наконец, руки до «Настюши» могло дойти только сейчас, потому что следователи лишь недавно собрали достаточное для них количество улик. Это кажется несколько забавным, потому что тысячи дольщиков не один год просили разобраться с застройщиком. Но правоохранительная машина у нас часто работает медленно, так что могло быть и так. Однако стоит обратить внимание на еще несколько событий и деталей. Например, на то, кто всегда был главным банковским «другом» «Настюши» и Игоря Пинкевича. Это – государственный Россельхозбанк, который с 2010-го года возглавляет Дмитрий Патрушев. Сын бывшего руководителя ФСБ, а ныне секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева.
А элеваторы тоже я?
РСХБ был и остается одним из главных кредиторов «Настюши». И с этим банком связана «чудесная» история о том, как миллиарды рублей превратились в миллионы. В 2007-м году Россельхозбанк открыл кредитные линии 10 краснодарским элеваторам, а поручителем выступила «Настюша», которой принадлежали зернохранилища. Через два года должник передал баку акции элеваторов, так как не смог вернуть кредиты. Долг составил чуть более 3 миллиардов рублей, а зернохранилища были оценены почти в 5 миллиардов. И в итоге РСХБ, забрав активы, компенсировал группе компаний разницу более чем в полтора миллиарда рублей. А в прошлом году банк продал эти элеваторы. И, вуаля, выручил за них… 443 миллиона рублей. Простая математическая операция доказывает, что кредитная организация потеряла на сделке примерно 4 с половиной миллиарда рублей. В чьих карманах они осели? А если еще учесть, что такие блистательные операции обычно требуют сопровождения могущественных помощников?
В 2010-м году в Россельхозбанк пришел Дмитрий Николаевич Патрушев. Тогда было общее мнение, что сына экс-главы ФСБ поставили в госбанк, чтобы он навел порядок и разобрался с токсичными активами госкорпорации (спустя несколько лет нет уверенности, что новое руководство задачу выполнило). По идее, «Настюша» должна была первой попасть под раздачу. Но через год после прихода Патрушева, у нее, наоборот, наладились дела. Группа компаний сумела договориться почти со всеми своими кредиторами, а это, задумайтесь только о цифре, 13 банков. Больше всех «хлебные короли» должны были Россельхозбанку, 5 миллиардов рублей. Стороны подписали соглашение о реструктуризации задолженности в полном объеме. Из чего можно сделать вывод, что приход нового руководства на тот момент ничего не поменял. Что же изменилось сейчас?
Все собрались, вечеринка начинается!
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит отменить еще несколько моментов. Во-первых, в этой истории есть еще несколько могущественных участников. Строительство ЖК «Царицино», на котором погорел гендиректор «Настюши» Игорь Пинкевич, кредитовала компания «ГВСУ» «Центр». Некогда эта компания выкупила долг «Настющи» у Промсвязьбанка. Председатель ее Совета директоров Борис Ротенберг, имя, которое говорит само за себя. Во-вторых, одним из покупателей тех самых элеваторов стал «Агрокомплекс имени Ткачева», принадлежащий семье министра сельского хозяйства и бывшего губернатора Кубани Александра Ткачева. И, кстати, есть экспертное мнение, что зернохранилища на самом деле стоят куда дороже, чем 443 миллиона рублей. Если это так, то покупателям они достались просто по дешевке. В-третьих, сообщается, что достраивать ЖК «Царицыно», возможно, поручат компании «Интеко». Этим легендарным московским девелопером, по информации СМИ, сейчас владеют структуры семьи Гуцериевых-Шишхановых. В общем, все при деле.
Возможно, вмешательство вышеперечисленных могущественных игроков и стало причиной краха «Настюши». А, возможно, нужно было просто следовать простым правилам: не надо набирать кредиты, не надо отдавать их за счет простых граждан, не надо ссориться с хозяевами крупного бизнеса и их кураторами. Впрочем, о чем это мы: разве по-другому у нас дела ведутся?
На чужих хлебах
Что кроется за арестом совладельца холдинга «Настюша» Игоря Пинкевича?