История холдинга РБК четко, на мой взгляд, делится на две абсолютно непохожие друг на друга половины: до Германа Каплуна и Александра Моргульчика и после них. Пока эти фигуры были акционерами и топ-менеджерами РБК, холдинг, по мнению многих экспертов, представлял из себя весьма странное бизнес-образование, напоминающее надводную часть гигантского айсберга, большая часть которого скрыта, как говорится, «под черною водой».
В нашем распоряжении оказались поистине уникальные документы – бухгалтерские служебные записки, в которых подробно расписывалось, кому, когда и какие конкретно услуги могли оказывать клиенты РБК в обмен на размещаемую в изданиях холдинга рекламу. Подписи на них крайне похожи на реальные подписи руководства холдинга. Раз оговорившись об этой юридической тонкости, давайте ниже будем исходить из того что это именно они и могут быть.
Изучив эти документы, можно придти к выводу, что холдинг был относительно прибыльной бизнес-структурой и что его годовые обороты росли год от года, только по отчетам. На деле же прибыль компании могла накручиваться во многом за счет фиктивных финансовых проводок между оффшорами, аффилированными с руководством компании. По моему личному мнению, сделать РБК реально прибыльным можно было чуть ли не с самого начала его деятельности как влиятельного делового медиа. Но для этого его руководителям пришлось бы делиться прибылью с остальными акционерами компании, чего они, судя по ставшими достоянием общественности документам, явно не горели желанием.
«Черный бартер» для «черной бухгалтерии»
Одним из ноу-хау на пути введения в заблуждение акционеров РБК и вывода прибыли в свои оффшоры мог стал так называемый «черный бартер». При Германе Каплуне, то есть до 2012 года, около половины рекламы на РБК составлял как раз бартер, то есть обмен публикаций, баннеров и рекламных модулей, размещенной на сайтах и страницах печатных изданий, на товары и услуги рекламодателей. Если бы деньги за их размещение поступали, что называется, исключительно в «общий котел», то есть проходили по официальной финансовой отчетности, то это было бы в русле общепринятой мировой медиа-практики, и холдинг приносил бы немалую и постоянно растущую прибыль всем акционерам.
Однако, как может следовать из попавших в распоряжение копий служебных записок, с подписями Германа Каплуна и Александра Моргульчика, изначально при образовании информационного холдинга его руководители поставили дело так, что по документам через бухгалтерию могла проходить только часть реальных денег, либо вообще не проходила. Такие схемы обычно называют «черным бартером», с которого налоги государству, понятное дело, не платятся, да и внешние инвесторы о нем, как правило, понятия не имеют.
Ассортимент «черного бартера» в РБК, судя по имеющимся документам, мог быть необычайно широк, однако лежал в русле «бытовых», если можно так выразиться, потребностей руководителей компании. Акционеры РБК наверняка бы сильно удивились, если бы прочли в бухгалтерских служебных записках такие, например, фразы: «Монтаж сауны для Моргульчика А.М.», «Керамогранит для А. Моргульчика» и даже «Отдых А. Моргульчика с 18.07.08 по 21.08.08».
Да, это преувеличение, с такой прямотой и откровенностью бухгалтера и рекламные менеджеры информационного холдинга не писали о том, какие товары и услуги получали, минуя официальную кассу, их непосредственные руководители. Они писали ещё более чудовищные вещи. Надо отметить, что, судя по этим документам, по «черному бартеру» проходили и куда более масштабные, чем например сауна и трехдневный отдых, проекты. Так, первого апреля 2010 года заместитель председателя совета директоров РБК по бизнес-стратегии и развитию Александр Моргульчик согласовал «целевой», если можно так выразиться, бартерный контракт на 33 миллиона рублей с некой компанией «Миракс Балкан Менеджмент» на покупку апартаментов в Черногории. В контракте «черным по белому» значится: заказчик – А. Моргульчик. И рядом, похоже, размашистая виза его компаньона и генерального директора РБК Германа Каплуна.
Каплун и Моргульчик, надо отдать им должное, не забывали также своих ближайших сподвижниках. Так, председатель совета директоров Артем Инютин 22 сентября 2010 года заказал для себя компании СУ-155 бартер на 4-комнатную квартиру площадью 127,9 кв. м. и машино-место в новостройке на Кастанаевской улице в Москве - на сумму 22 миллиона 76 тысяч 626 рублей. Тот же росчерк гендиректора Каплуна также присутствует на этом служебном документе.
Меняю «Горную карусель» на информационную
Среди ставших достоянием СМИ документов значится еще один, очень выгодный, на 168 млн рублей, бартерный контракт с ОАО «Красная поляна», который «некие» Г. Каплун и А.Моргульчик «согласовали» в мае 2011 года. Им досталось нежилое помещение в здании медиа-центра «Горная карусель» площадью 600 кв. м., с возможностью продажи после Олимпиады 2014 года.
Поскольку в графе «порядок взаиморасчетов» значится «прогон», «90% - бартер, деньги 10% от общей стоимости», то это означает, что акционеры холдинга и на этот раз остались, как говорится, не при делах. Контрагенту по этой сделке «после продажи объекта», если судить по отметкам в служебной бухгалтерской записке, была выплачена нигде официально не фиксировавшаяся комиссия, называемая в обиходе, как банальный откат, «в размере 15 процентов с денежной и 15 процентов с бартерной части».
Как можно предположить, приобретенная через посредство черного бартера недвижимость руководителями РБК сразу же сбывалась по рыночным ценам. Это даже обговаривалось в контрактах. Так, помещение в медиа-центре «Горная карусель» было приобретено с правом продажи после Олимпиады в Сочи. Один из самых масштабных бартерных контрактов (3 миллиона 117 тысяч 970 долларов) – офис площадью 374 кв.м. в Башне «Город Столиц» в Москва-Сити был «согласован» по всей видимости, именно Александром Моргульчиком 19 января 2010 года с компанией «Капитал Груп».
В служебной записке в графе «вид бартера» написано: «поставка - частично деньги на сумму 1 млн дол. Гоняем». А еще один из директоров из команды Германа Каплуна, скорее всего это был Дмитрий Анисимов, от руки приписал пояснение для исполнителей: «занижаем стоимость контракта примерно до 1 млн. долл., юр. схема сделки сейчас прорабатывается».
В июне 2011 года Моргульчик, вероятно, успел-таки до ухода из холдинга согласовать еще один бартер стоимостью 290 тысяч евро на две (себе и Каплуну, надо полагать) двухкомнатные квартиры в районе Анарита города Пафос на Кипре. Порядок расчетов - все тот же «прогон». Все эти «чернобартерные» схемы могли быть реализованы только в том случае, если бы акционеры холдинга не знали о текстовой, баннерной и модульной рекламе, которой Каплун и Моргульчик расплачивались за те или иные товары или услуги своих клиентов. Особенно легко было спрятать рекламу, размещенную на интернет-ресурсах, поскольку через определенное количество просмотров или положенное по договору время она просто исчезала из Сети. Также незамеченными для налоговых служб и инвесторов могли проходить так называемые «джинсовые» материалы – оплаченные заказчиками статьи, публиковавшиеся как редакционные.
Аудит – по бартеру!
Встает вопрос: а где были все это время российские и международные аудиторы? Почему они проморгали многолетние манипуляции Каплуна и Ко, принесшие многомиллионные убытки акционерам холдинга РБК? Невероятно, но факт: они вполне могли быть, что называется, «в теме» происходящего. Или, если угодно, в доле.
Как следует из тех же попавших в редакцию документов, крупнейшая транснациональная компания KPMG, входящая в так называемую большую аудиторскую четверку (наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC), проводила аудит РБК, похоже, также… по бартеру.
Перед нами документ, из которого следует, что 21 июня 2010 года Моргульчиком А.М. были «согласованы» бартерные контракты на 1 980 006 руб. и 1 470 502 руб. за «аудиторские услуги». Уникальный случай: видимо, гендиректор Герман Каплун лично завизировал 100-процентный коэффициент для расчетов с менеджером
(надо полагать – откат?) по обоим контрактам. На что только не пойдешь ради солидной международной деловой репутации!
Как можно предположить, не беспокоиться по поводу прибыльности бизнеса холдинга РБК и сосредоточиться только на стоимости акций Герману Каплуну позволило проведенное в 2002 году IPO. Чтобы поддерживать высокую стоимость акций холдинга, притом, что компания была убыточна, могла помогать изобретенная «хитрая» схема. Деньги могли «заводиться» в положительный баланс под видом рекламной выручки, после чего тут же почти все выводиться, как затраты. Таким образом, как мне кажется, средства многократно «прогонялись» (отсюда и термин «прогон»), накручивая оборот компании, затыкая дыры в балансе, созданные реальным бизнесом, то есть «серым бартером». Виртуальная же прибыль холдинга могла создаваться на оффшорных дочках РБК, с тем, чтобы уменьшить налоги: один оффшор платил другому, а официальная отчетность преподносила все это как суперуспешный бизнес.
Характерный «штрих к портрету» методам ведения бизнеса Германа Каплуна: за все время управления его командой холдингом РБК, дивиденды акционерам, вероятно, не выплачивались ни разу! Акционеров, как видно, убаюкивало, что по бумагам и отчетам компания «разбухала», то есть, создавалась видимость роста финансовых оборотов организации. Для этого деньги и гоняли «кругами» через счета холдинга.
Через десятки созданных топ-менеджментом аффиллированных компаний деньги могли поступать на счета холдинга якобы за рекламу, затем выводиться на другие, но опять же свои подставные компании, после чего «кругооборот» имел возможность снова многократно повторяться. Таким образом, могли «накручиваться» десятки миллионов долларов. Подобные финансовые схемы не могут существовать вечно. Только до той поры, пока стоимость акций остается высокой и позволяет, продав небольшой пакет акций, обеспечить необходимым денежным «топливом» всю виртуальную финансовую систему.
Так и произошло. То что я бы назвал «прогонная» бизнес-империя» - процветало, хоть и накапливая долги, пока не произошёл финансовый кризис 2011 года, когда стоимость акций упала, и прошли корректирующие котировки акций маржин-колы. После этого созданная «система» перестала держаться на плаву, а сами руководители холдинга остались не у дел. В компанию пришли новые акционеры и менеджеры, которые сразу же начали избавляться от практики «накрутки» выручки. В отчете за 2014 год новое руководство РБК сообщило, что падение выручки произошло, в основном, за счет сокращения «до приемлемого уровня»
не денежных операций (!): «теперь это только необходимый для маркетинговых нужд компании информационный бартер».
Нормальный чистый бизнес нового руководства РБК оказался даже прибыльней «бартерных» времен. Реальная выручка РБК за 2015 год была уже очень близка к «накрученной» в 2008 году (5086 млн против 5164 млн), а в 2016 году в рублях превысила этот уровень и составила 5582 млн. руб. Конечно, аудит осуществляет уже другая компания – «Делойт энд Туш СНГ».
Интересно, что сегодня Герман Каплун и члены его команды не собираются сидеть, сложа руки, и почивать на прошлых лаврах. Как сообщила газета «Коммерсант», основатели РБК договорились с американским предпринимателем Джулианом Зегельманом и другими инвесторами о запуске криптофонда TMT Crypto Fund для инвестиций в блокчейн и новые медиа. Целевой объем фонда составляет $60 млн, средства на него будут собирать в том числе через ICO. Заметим, что инвесторы TMT Crypto Fund в интервью многочисленным СМИ даже не скрывают своих спекулятивные намерения, что, в общем-то, характерно для сегодняшнего рынка криптовалют, и есть все основания опасаться, что финал этой истории будет, увы, традиционным...
На Каплуна и Моргульчика из РБК накопали антикварный компромат
Российские СМИ опубликовали данные о нелегальном бизнесе бывших топ-менеджеров РБК Германа Каплуна и Александра Моргульчика с опозданием на семь лет.