Если верить сайту нефтяного гиганта ExxonMobil, в 2015 г. глава компании Рекс Тиллерсон семь раз публично выступал на темы, связанные с изменениями климата.
Тиллерсон говорил об экологии на заседании Экономического клуба в Вашингтоне, в рамках традиционной недели CERA (по названию компании Cambridge Energy Research Associates, которая оказывает консалтинговые услуги клиентам в США по вопросам инвестиций в энергоотрасль), а также на Всемирной конференции по газу, семинаре ОПЕК, встрече в Национальной ассоциации производителей в США, торжественном обеде в честь лучших топ-менеджеров в энергетике и, наконец, на 36‑й ежегодной конференции «Нефть и деньги». Похоже, что экологические темы стали для нефтяного мейджора едва ли не профильными, ну или как минимум входящими в число приоритетных. И дело не в демонстрации корпоративной социальной ответственности, а в деньгах, причем чем дальше, тем больше.
Все в дыму
Нефть, а равно уголь и другие ископаемые виды топлива, по мнению многих, в значительной степени являются причиной вреда, наносимого выхлопами и выбросами окружающей среде, и сопутствующих неблагоприятных перемен в климате на планете. Некоторые эксперты заходят настолько далеко, что сравнивают нефтяные и другие добывающие компании с табачными. Их в 1990‑х в США самым серьезным образом ограничили законами и обложили исками, так что табачникам пришлось оплачивать медицинские расходы пациентов, заболевания которых были признаны связанными с курением. В 2006 г. производителей табачной продукции обвинили, что они на протяжении 50 лет обманывали общественность, и вынудили заплатить десятки миллиардов долларов штрафов.
Дым от сжигания ископаемого топлива пока не признан столь же зловредным. Во всяком случае, еще ни разу не была доказана в суде прямая связь между заболеванием или еще более печальным исходом и загрязнением окружающей среды в результате, например, сжигания нефти. Проблема не только и не столько в общественном мнении, хотя и в нем тоже, сколько в развитии альтернативной энергетики, куда могут утечь – и утекают – энергетические инвестиции. Такую угрозу отрасль явно ощущает и активно ей сопротивляется, лоббируя свои интересы, вербуя сторонников среди политиков и привлекая инвесторов. Работа эта – на перспективу, ведь разведка и разработка месторождений требуют времени.
Выступления Рекса Тиллерсона – квинтэссенция позиции «нефтянки». ExxonMobil, рассказывает он слушателям, прогнозирует к 2040 г. удвоение мирового ВВП и рост населения планеты, что приведет к появлению дополнительно 2 млрд потребителей энергии. Так что за период с 2010 г. по 2040 г. потребность в энергии увеличится примерно на 35%. Чуть меньшую цифру приводит нефтяной картель ОПЕК. Отсюда – ответственность нефтяников и, в частности, ExxonMobil за то, как нарастить поставки, сделав это надежно и безопасно, то есть минимизируя экологический ущерб от деятельности отрасли как таковой. При таком подходе понятно, почему компания многие годы изучает изменения климата, публикует результаты своих исследований и поддерживает на своем сайте тематический раздел, посвященный климату. И вот это красивое логическое построение вдруг напоролось на реальность.
Не можешь победить – возглавь
Сегодня ExxonMobil фактически обвиняют в том, что, будучи не в силах справиться с экологическим алармизмом, она решила подмять эти настроения под себя. В отношении компании в США начато расследование. Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнейдерман заявил, что нефтяники в течение нескольких лет намеренно представляли общественности ложные данные об изменении климата. С одной стороны, фальсификации позволяли вбрасывать в информационное поле альтернативные данные о влиянии ископаемого топлива на окружающую среду, а с другой – помогали вводить инвесторов в заблуждение о реальном состоянии и перспективах бизнеса организации, которая является крупнейшей публично торгуемой нефтяной компанией мира.
Как сообщают американские деловые СМИ, расследование набрало оборот и вплеснулось в публичное пространство после атаки на гиганта, начатой такими изданиями, как Inside Climate News и The Los Angeles Times. В опубликованных там материалах утверждалось, что ExxonMobil знала и знает о реальных рисках изменения климата и даже положила данные собственных научных исследований в основу планов освоения Арктики. Но для широкой публики и инвесторов рисовалась иная картина, и финансировавшиеся компанией научно-исследовательские коллективы с 1990‑х до середины 2000‑х степень риска преуменьшали. Расхождения нарастали, и в конце концов несколько десятков экологических и общественных организаций потребовали от Министерства юстиции США начать федеральное расследование, которое, как пишет The New York Times, охватит работу ExxonMobil с 1977 г.
На прошедшей неделе ExxonMobil получила запрос прокуратуры о предоставлении документов, включая финансовые отчеты о своих научных изысканиях и электронную переписку. Гигант все обвинения отрицает, обращая внимание на то, что исследования, о которых идет речь, проводились в сотрудничестве с Министерством энергетики США.
В США такие скандалы довольно быстро набирают обороты, и уже известно, что довольно многочисленная группа из примерно двух десятков ученых требует расширения расследования на всю отрасль. Тем более что в отношении крупнейшей в США угледобывающей компании Peabody Energy расследование уже ведется.
За вывод денег
Благотворительный фонд Bill & Melinda Gates Foundation тоже находится под общественным давлением, а его работа изучается буквально через увеличительное стекло – в связи с инвестициями именно в добычу ископаемого топлива. Около 250 000 человек подписали обращение к фонду с призывом вывести средства из этого сегмента энергетики. К слову, по оценкам экспертов, такое намерение уже выразили инвесторы, в руках которых аккумулировано в общей сложности $2,6 трлн. Призыв был услышан Биллом Гейтсом, и тот за последнее время дважды выступил против вывода инвестиций, то есть фактически в защиту ExxonMobil и иже с ней. Среди прочего Билл Гейтс говорил и о не столь уж радужных, по его мнению, перспективах «чистой» энергетики. Дальше – больше. Например, известный на весь мир инвестор Уоррен Баффет владеет значительными активами в сегменте добычи ископаемого топлива и одновременно является крупнейшим донором благотворительного фонда Билла Гейтса – его взнос превышает $31 млрд. Не это ли заставляет его друга Билла Гейтса не поддерживать идею вывода инвестиций? Кроме того, сам Билл Гейтс является председателем компании ядерной энергетики TerraPower. Не это ли делает его не то чтобы противником, но и явно не сторонником альтернативных энергоресурсов?
При ближайшем рассмотрении ситуация отнюдь не выглядит как противостояние белых и пушистых с не очень белыми и пушистыми. Тот же Билл Гейтс заявлял о намерении вложить $2 млрд в энергообъекты альтернативной энергетики, а Рекс Тиллерсон, между прочим, – сторонник налога на вредные выбросы для топливодобывающих компаний и выступает за сокращение объемов вредных выбросов. А судебная практика, и уже тем более прокуратура Нью-Йорка, не в первый раз вовлекается в процессы, объективно связанные с конкурентной борьбой.
На свежем воздухе
ExxonMobil подозревают в том, что она вводила инвесторов в заблуждение.