Как стало известно “Ъ”, помимо Юрия Шумского, генерального директора ФКП «Завод имени Я. М. Свердлова», одного из крупнейших в стране предприятий по производству взрывчатки, фигурантом громкого уголовного дела о коррупции стал его предшественник на этом посту, а впоследствии — председатель совета директоров АО «Техмашсервис» Вадим Рыбин. Его отец Евгений Рыбин проходил одним из потерпевших по делу о покушениях и убийствах, организованных, по версии следствия, акционерами НК ЮКОС.
Савеловский райсуд Москвы избрал в среду вечером меры пресечения генеральному директору федерального казенного предприятия (ФКП) «Завод имени Я. М. Свердлова» Юрию Шумскому, Вадиму Рыбину, ранее возглавлявшему завод, являющийся монополистом по производству гексогена и октогена, а затем недолго бывшему главой АО «Техмашсервис» (торгует взрывчаткой в системе «Ростеха»), а также Юрию Зозуле. Прежде он руководил холдингом «Спецхимия» «Ростеха», а сейчас является гендиректором АО «РЗМ-Технология». Компания занимается научными разработками в области импортозамещения той же госкорпорации.
По данным следственного управления СКР по Северному округу Москвы, эти фигуранты, а также другие установленные или находящиеся в разработке ФСБ и следствия лица, вступив в преступный сговор, организовали целую систему получения откатов. Установлено, что обвиняемые получали незаконные вознаграждения от поставщиков компонентов для производства взрывчатых веществ, а также компаний, которые приобретали продукцию ФКП по завышенным ценам. Для этого в сделки включались цепочки посредников, благодаря которым удавалось искусственно увеличить стоимость взрывчатых веществ. Откаты брались и с других сделок, полагают в ФСБ. По уже установленным эпизодам сумма вознаграждений превысила 33 млн руб., но очевидно, что по мере расследования она увеличится в разы.
По данным “Ъ”, если изначально фигуранты подозревались в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), то затем в СКР, учитывая, что они совершали преступления, будучи сотрудниками госпредприятий, инкриминируемые им деяния переквалифицировали на получение взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК). Обвинения им, впрочем, пока не предъявлены.
Господа Шумский и Зозуля были арестованы на два месяца, то есть до 19 ноября. Кстати, ранее Юрий Шумский уже привлекался к уголовной ответственности, но суд оправдал его по обвинению в незаконном хранении (ст. 222 УК) на предприятии 127 тыс. единиц огнестрельного оружия, предназначенного для утилизации.
Господина Рыбина, который решил сотрудничать со следствием, освободили в зале суда, наложив на него запрет на определенные действия. Предприниматель, в частности, не должен пользоваться средствами связи и контактировать с другими фигурантами.
Следует отметить, что Евгений Рыбин — отец Вадима Рыбина, который руководил ФКП с 2009 по 2019 год, а затем был отстранен по отрицательным мотивам, выступал потерпевшим по делу ЮКОСа. По обвинению в том числе в организации покушений на него Леонид Невзлин (заочно) и начальник отдела экономической безопасности нефтяной компании Алексей Пичугин были приговорены к пожизненным срокам, а Михаил Ходорковский (признан иноагентом) объявлен в розыск.
В «Ростехе» от комментариев воздержались. Оперативно получить комментарии от представителей защиты фигурантов “Ъ” не удалось.
На уголовном деле со взрывчаткой подорвался экс-глава "Техмашсервиса" Вадим Рыбин
Топ-менеджеров Завода имени Свердлова и предприятий «Ростеха» заподозрили в коррупциию
22.09.2022