Основное авиастроительное предприятие Свердловской области – УЗГА – несет крупные затраты из-за претензий таможни. После конфликтов, связанных с американскими вертолетами BELL и чешскими самолетами L-410, «Уральский завод гражданской авиации» вновь обратился в суд, настаивая на отмене предписания Екатеринбургской таможни. За ввоз запчастей из-за рубежа компании доначислили более 30 миллионов, отбить которые предприятию не удалось. Подробности спора на текущий момент не раскрываются, однако отраслевики подчеркивают, что завод в последнее время сконцентрировался на иной деятельности – разработке отечественной авиатехники и ремонте двигателей. Смена вектора, судя по всему, положительно сказалась на финрезультатах, но потребовала и крупного привлечения средств. При этом у предприятия из Екатеринбурга остались обязательства перед покупателями западной техники, отверточную сборку которой проводил УЗГА. Летные училища РФ сегодня закупают у завода комплектующие для ремонта учебных судов и новые двигатели. Правда, в текущих экономических реалиях стоимость одного движка для самолета DA-42 превышает две трети цены купленного в 2015 году «Алмаза».
АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург; через топ-менеджеров связано с госкорпорацией «Ростех») в Арбитражном суде Свердловской области в очередной раз попыталось разрешить конфликт с Екатеринбургской таможней. Согласно материалам дела, речь идет о дополнительном списании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также процентов и пеней по декларациям, которые были оформлены и оплачены более трех лет назад.
Авиастроители пытались вернуть более 30 млн рублей на свой лицевой счет, но арбитраж отказал в удовлетворении требований. Мотивировочная часть решения в настоящий момент не опубликована, данные о жалобе в апелляционный суд пока отсутствуют.
Стоит отметить, это далеко не первый конфликт УЗГА из-за дополнительных начислений. К примеру, представители Екатеринбургской таможни требовали доплатить за ввоз запчастей в рамках лицензионного договора франчайзинга об организации производства воздушных судов L-410 UVP Е-20 на территории РФ. Соглашение было подписано с чешским заводом Aircraft Industries.
Таможенники настаивали на том, что в декларациях УЗГА указал значительно более низкую стоимость ввозимого товара. «В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что обществом заявлены недостоверные сведения о структуре таможенной стоимости товаров. К цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности», – отмечалось в материалах суда.
Решением арбитража тогда требования завода были удовлетворены частично, а документ таможенников был признан недействительным в части включения в стоимость паушальных лицензионных платежей в размере, превышающем 4 млн рублей. Включение же в цену платежей за обучение персонала, конструкторско-технологическое сопровождение, за использование товарного знака и роялти были признаны судом законными и обоснованными. Сколько именно средств пришлось доплатить компании за чешские самолеты, оперативно уточнить не удалось.
Стоит отметить, в 2022-2023 годах УЗГА перестал получать новые открытые госконтракты на закупку готовых самолетов и вертолетов, которые в большинстве своем собирали в России по лицензиям от западных партнеров. Эта деятельность между тем приносила предприятию, специализировавшемуся на ремонте двигателей и сборке самолетов, солидный доход. В 2021 году чистая прибыль завода составила 1,4 млрд рублей. В прошлом году услуги по ремонту двигателей стали пользоваться еще большим спросом. Выручка завода выросла с 33 до 42 млрд рублей. Чистая прибыль достигла 1,746 млрд рублей.
Кроме того, УЗГА сконцентрировался на разработке, испытаниях и последующем выпуске новых отечественных образцов летной техники и двигателей. Наиболее известные разработки – самолеты «Ладога» и «Байкал». Также завод планировал заняться производством запчастей для восстановления зарубежной техники. Оба новых направления работы, как отмечают отраслевики, требуют серьезных финансовых вливаний. Руководство предприятия, судя по данным годовой отчетности за 2022 год, приняло решение увеличить кредиторскую задолженность. В начале текущего года размер долгосрочных обязательств превысил 43 млрд рублей (в предыдущий отчетный период речь шла о 18 млрд рублей), краткосрочных – 68 млрд (годом ранее – 39,4 млрд рублей).
Ранее к заводу из Екатеринбурга вопросы таможенников возникали из-за ввоза комплектов для отверточной сборки американских вертолетов «Bell». Компанию пытались обязать доплатить за ввоз в Россию готовой техники, однако в суде УЗГА удалось доказать, что на Урал поставляют только комплектующие, не являющиеся готовым изделием.
Между тем помимо этой деятельности, по данным источников «Правды УрФО», перед предприятием сегодня стоит еще одна серьезная задача по оснащению двигателями проданных ранее учебных самолетов DA-42. «Алмазы» в Екатеринбурге выпускали по лицензии австрийской компании Diamond Aircraft. Производство части комплектующих было локализовано в России, но о собственных двигателях речи не шло.
В частности, 28 июня УЗГА подписал контракт с ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени А.А. Новикова» на «поставку новых авиационных двигателей Austro Engine E4 для воздушных судов Diamond». Поставщик из Свердловской области обязан будет предоставить летному училищу один двигатель стоимостью в 84 млн рублей. Месяцем ранее «учебка» купила у завода аналогичный движок за 82,6 млн рублей. Примечательно, что в 2015 году Федеральное агентство воздушного транспорта закупало у УЗГА самолеты для этого университета – 3 DA-42. Тогда каждое судно стоило бюджету 104 млн рублей.
На УЗГА зафиксирован налет таможенников
Свердловский завод вогнали в многомиллиардные долги.