Как передает корреспондент The Moscow Post, "Русская медная компания" (РМК) Игоря Алтушкина хочет купить имущественный комплекс обанкротившегося ОАО "Уфалейникель" в Челябинской области. Действовать бизнесмен может в интересах своих старых партнеров - Махмудова и Козицына из "Уральской Горно-Металлургической компании" (УГМК). Некогда раздербаненный Михаилом Гуцериевым завод так и останется жертвой офшорных махинаций, только уже в других руках?
При этом уже сообщается, что компания не планирует восстанавливать никелевое производство. Суть нового проекта состоит в ликвидации старой промплощадки и строительстве нового комплекса: завода по производству химических удобрений, мелющих шаров и металлического цинка.
Цинковое производство на этой площадке якобы стало актуальным после пожара в 2018 году во Владикавказе на заводе "Электроцинк", который принадлежал УГМК.
В свете этого возникают серьезные сомнения, что Игорь Алтушкин самолично примется возводить цинковое производство. Скорее всего, эту возможность он и отдаст Махмудову и Козицыну, с которыми, кстати, бизнесмен давно сотрудничает. Что ж, так это или иначе - жителям Урала не позавидуешь…
Три офшорные буквы Алтушкина
Сейчас "Уфалейникель" выставлен на продажу за 568 млн рублей. Однако складывается ощущение, что и таких денег у Алтушкина просто-напросто не найдется.
Согласно финансовым показателям РМК, дела у бизнесмена продвигаются довольно печально - при рекордной выручке в 58 млрд рублей компания оказалась в убытке аж на 70 млрд! При этом стоимость РМК оценивается в минус 6,4 млрд рублей.
К слову, такие крупные убытки при высокой выручке часто свидетельствуют о том, что деньги из фирмы выводятся. Тем более, что в подобном олигарха уже подозревали.
Среди совладельцев медной компании указана кипрская компания Tilia Holdings Limited. Последняя компания — "дочка" Russian Copper Company Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Эти активы могли даже привлечь внимание следователей, писали "Аргументы Недели".
Якобы, при расследовании уголовного дела, возбужденного по фактам легализации имущества и денежных средств, добытых преступным путем, в поле зрения Главного следственного управления при ГУВД Свердловской области попали некоторые предприятия холдинга "Русская медная компания" и его руководитель Игорь Алтушкин. "Часть легализованных денежных средств предусмотрительно переводилась на счета зарубежных банков и оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре и на Британских Виргинских островах…", - приводило издание выдержки из уголовного дела.
Еще один доступный способ выкачивать деньги, заработанные рабочими Алтушкина, вкалывающими на разваливающихся предприятиях РМК, – это выдача от лица Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) кредитов подставным фирмам под залог продукции, якобы произведенной на предприятиях холдинга Алтушкина. На деле же этой продукции может просто и не быть. А деньги оседают в карманах олигарха?
Не так давно сообщалось, что Алтушкин может выводить деньги из УБРиР в Deutsche Bank Americas. Уральский банк уличили в нарушении закона об отмывании денег при проведении сделки на 3 млрд рублей. Деньги ушли в офшор на Кипре, а оттуда – предположительно, могли "утечь" в Канаду, на приобретение активов для РМК. Схема вскрылась, когда подконтрольные Русской медной компании лица попытались через суд легализовать сделку. Об этом рассказывало издание "Новый день".
Вот такая достойная персона возьмется за обанкроченный завод на Урале. Хотя, как - возьмется? Скорее всего, отдаст часть Андрею Козицыну и Искандеру Махмудову, а остальное будет "растаскано".
Достойный претендент
Деловым партнером известных предпринимателей из УГМК Алтушкин сумел стать в 90-х, когда на "Уралэлектромеди" (УЭМ) гендиректором был избран Андрей Козицын, сбор медного лома координировался дочерним предприятием комбината — "Уралэлектромедь-Вторцветмет" (УЭМ-ВЦМ), основным владельцем которого был Алтушкин. То есть знакомы бизнесмены не один день.
Работают рука об руку УГМК и РМК по сей день. Сегодня структуры являются соучредителями ООО "Фонд Святой Екатерины". Также они выступают в качестве основных инвесторов этого проекта.
При этом партнеры, без сомнений, стоят друг друга. А потому надежды на то, что под управлением УГМК завод ожидает ослепительный успех, мало.
Никак не скрыться российскому бизнесу от офшоров, в которых олигархи прячут свои деньги. И УГМК - не исключение. Структура Махмудова и Козицына ежегодно получает многомиллионные госзаказы. Через подконтрольные ей фирмы проходят сумасшедшие суммы. Или, правильнее сказать, выходят?
Вполне вероятно, что федеральные средства утекают в офшоры. Меньше сомнений в этом остается, если вспомнить давнюю историю с компанией Vera Metallurgica УГМК, которая через Молдавию экспортировала металл из России в Испанию. Правда, тогда испанские правоохранители заподозрили, что из России могут вывозить не только металл, но и деньги.
Как писал "Коммерсант", испанские власти связывали холдинг Махмудова с людьми, близкими к Измайловской ОПГ, а через Vera Metallurgica якобы могли отмываться преступные деньги. Всего силовики насчитали 10 млн евро, на которые не было никакого подтверждения о транзакции.
Иными словами, перспективы уральского предприятия вырисовываются не обнадеживающие…
Тем более, если вспомнить подконтрольный УГМК завод "Электроцинк", то можно с уверенностью сказать, что предприятие вызывало недовольство местных жителей еще до пожара. Люди 10 лет боролись против отравляющего местность завода, выбросы которого могли привести к онкологическим заболеваниям. И теперь такое же предприятие может появиться на месте "Уфалейникеля"?
Как Гуцериев пустил "Уфалейникель" по "Бинбанку"
"Уфалейникель", от которого ныне остались лишь "рожки да ножки" когда-то был градообразующим предприятием. Сейчас это - опустевшие заброшенные помещения. А потому едва ли местные жители удивятся, когда на место придут олигархи и примутся проворачивать финансовые схемы с выкачиванием денег за счет труда обычных рабочих. Такой олигарх здесь уже "орудовал".
Бенефициарами разорившихся "Уфалейникеля" в Челябинской и "Режникеля" в Свердловской областях являлись братья Артем и Александр Тимофеевы. Между тем реальным собственником заводов называли главного кредитора группы – "Бинбанк", подконтрольный Михаилу Гуцериеву и его племяннику Микаилу Шишханову.
На протяжении нескольких лет оба предприятия были вовлечены в серию сомнительных сделок с "Бинбанком" и рядом кипрских компаний. Причиной банкротства уфалейского и режевского заводов стали долги по кредитам. В 2012-2016 годах "Уфалейникель" взял аж десять кредитов в "Бинбанке"! Поручителем при этом выступил "Режникель". В 2015 году "Бинбанк", став санатором "Рост Банка", уступил последнему права требования долгов по кредитам, коих к тому времени накопилось на 15,5 млрд рублей.
В 2017 году актив цветной металлургии актив перешел напрямую Гуцериеву. "Бинбанк" обещал развивать и модернизировать производства, однако вместо этого подвел завод к полному банкротству.
Кажется, миллиардер и не собирался помогать предприятию? Похоже, что целью всего была грандиозная по масштабам афера, целью которой был вывод денег предприятий, а также кредитовавших их банков, в офшоры. Ничего не напоминает?
В итоге и сам "Бинбанк" "лопнул", а завод оказался в управлении "Траста". Поскольку ни заемщик, ни поручитель деньги так и не вернули, "Рост Банк", попавший после краха "Бинбанка" к банку плохих долгов "Траст", обратился суд.
Вот такой активчик оставил после себя Гуцериев
Без работы остались тысячи человек. По сути, многие рабочие оказались в безвыходном положении - ведь "разгромленные" предприятия были градообразующими. Но разве олигархам бывает дело до обычных рабочих?
И вот, на то, что осталось от предприятий "слетаются" другие, не менее подозрительные, компании, по всей видимости, желающие "раздербанить" остатки.
Даже иронично, какие "достойные" персоны могут прийти на замену Гуцериеву. Господа Алтушкин, Махмудов и Козицын, без сомнений, составят скандальному миллиардеру достойную конкуренцию – похоже, предприниматели так же любят офшоры, и мало заботятся о судьбах обычных жителей.
Над ‟Уфалейникелем‟ сгустился Искандер Махмудов
Над покупкой обанкротившегося "Уфалейникеля" задумалась РМК Игоря Алтушкина. Правда, кажется, денег у погрязшего в офшорах олигарха на это нет, а потому действовать он может в интересах УГМК Искандера Махмудова и Андрея Козицына. Уралу готовиться к новому отравляющему цинковому производству?