В Таганском райсуде Москвы началось рассмотрение уголовного дела о покраске в цвета украинского флага звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной в августе прошлого года. Пятерых молодых людей обвиняют в хулиганстве и вандализме, им грозит до семи лет тюрьмы. Прокурор назвал действия обвиняемых актом «политической ненависти» и попыткой «осквернить здание, олицетворяющее величие Российской Федерации». Подозреваемые заявили, что не понимают сути обвинений и хотели лишь прыгнуть с парашютом.
Инцидент, который рассматривался сегодня в Таганском райсуде Москвы, произошел 20 августа 2014 года. Двоим молодым людям — украинцу Павлу Ушевцу и петербуржцу Владимиру Подрезову — удалось забраться на крышу 176-метровой высотки, вывесить там желто-голубое полотнище размером 3х6 м, а также выкрасить в голубой цвет верхнюю часть золотой звезды, венчающей шпиль здания. В тот же день четверо бейсджамперов совершили прыжок с крыши того же здания. По итогам инцидента были задержаны 33-летний Александр Погребов, 26-летний Алексей Широкожухов, а также 26-летняя Евгения Короткова и 27-летняя Анна Лепешкина. Против них было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ (вандализм; до трех лет лишения свободы). Позднее был задержан и 19-летний Владимир Подрезов, а в деле появилось обвинения еще и по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство по предварительному сговору или группой лиц; до семи лет лишения свободы). Первые четыре подозреваемых до суда находились под домашним арестом, а Владимир Подрезов — в следственном изоляторе. Отметим, что жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1938–1952 годах и считается одной из семи так называемых сталинских высоток (наряду, например, со зданиями МИДа и МГУ). Инцидент на высотке произошел на пике политического конфликта между Россий и Украиной.
В Таганском райсуде Москвы представители прокуратуры заявили, что подсудимые «совершили осквернение здания по мотивам политической ненависти», вступив в предварительный сговор с другим фигурантом дела — украинцем Павлом Ушевцом (также известен как Гриша Мустанг). По данным следствия, четверо бейсджамперов прыгнули с крыши с парашютами, чтобы привлечь внимание к акции Павла Ушевца и Владимира Подрезова, которые раскрасили звезду на высотке. Следствие сочло целью этого поступка «дестабилизацию обстановки в Москве и провокацию ненависти». При этом, по словам прокурора, подозреваемые учли напряженные отношения между Россией и Украиной и «намеревались оскорбить чувства граждан, осквернив здание, являющееся объектом культурно-исторического значения и олицетворяющее величие Российской Федерации». Наконец, представитель гособвинения акцентировал внимание суда на том, что Павел Ушевец является членом «национал-социалистического батальона “Азов”», заочно арестован российским судом и сейчас находится в розыске.
Подсудимые вины не признали и вообще заявили, что не понимают сути обвинений. «Каким образом я оскорбила чьи-либо чувства, мне непонятно. Мне непонятны фразы про политическую составляющую. Я прыгнула с парашютом, ни в каких акциях не участвовала»,— сообщила Анна Лепешкина. Александр Погребов и Алексей Широкожухов также заявили, что не поняли, как их прыжок с парашютом мог дестабилизировать обстановку в России. Их адвокат Валерий Лавров настаивал, что задержанные бейсджамперы — «абсолютно аполитичные люди, которые оказались не в том месте не в то время». По словам адвоката, следствию не удалось доказать их связь с Павлом Ушевцом, в том числе по детализации телефонных переговоров. Валерий Лавров также настаивал, что эксперты не нашли у его подопечных вещественных доказательств, в частности краски. Впрочем, один из допрошенных в суде полицейских сообщил, что все-таки нашел краску в сумке у Александра Погребова.
Владимир Подрезов сказал судье, что проводил Павла Ушевца на крышу высотки на Котельнической набережной, но подчеркнул, что не участвовал в покраске звезды на шпиле. «Вину признаю частично, заранее с Ушевцом договаривался, но о том, что он будет вешать флаг, я узнал только непосредственно на крыше, он просил помочь, но я отказался»,— сказал Владимир Подрезов, попросив наказать его в рамках административного, а не уголовного судопроизводства.
Ранее в соцсетях было распространено заявление предположительно Павла Ушевца, в котором он брал всю вину за произошедшее на себя, заявляя о невиновности всех на скамье подсудимых.
Последним на заседании в понедельник был допрошен один из ключевых свидетелей всего процесса — руфер Кирилл Ишутин, в настоящий момент отбывающий наказание за хранение наркотиков. Пока именно показания Ишутина — единственное, что связывает прыжок парашютистов с покраской звезды. По словам Кирилла Ишутина, идея использовать бейсджамперов для придания акции большего размаха пришла Павлу Ушевцу сразу после его приезда в Москву, и далее украинец планомерно занимался их поиском через соцсети. На следующий день после акции на Котельнической набережной Ушевец якобы сообщил, что прыжок состоялся, как он и планировал, и все зафиксировано на видео. Эта часть показаний Ишутина вызвала больше всего споров. Защита обратила внимание на то, что впервые слова о парашютистах появились в показаниях Ишутина лишь спустя несколько месяцев после начала следствия. В протоколе первоначального допроса Ишутин подробно описал все события касающиеся покраски звезды, но не сказал ни слова о каких-либо парашютистах. Сейчас сам Ишутин объясняет это отсутствием на той стадии вопросов следователя по этой теме.
На том же первоначальном допросе Кирилл Ишутин рассказал, что фамилии прыгавших он слышит в первый раз, и они ему не знакомы. В понедельник в суде он снова сомневался: сначала указал на Погребова, как на известного ему человека, а затем заявил, что «о знакомом бейсджампере впервые узнал от следователя». По словам Ишутина, в 2013 году он принимал участие в проекте «Show yourself», где виделся с парашютистом по кличке «Енот», и, это, вероятно, и есть Погребов. Сам Погребов ответил, что никогда в таком проекте участия не принимал, и никакого отношения к «Еноту» не имеет. Выяснением личности «Енота» суд планирует заняться во вторник.
Корреспондент “Ъ FM” Петр Пархоменко из зала суда: «Кроме Подрезова и Ушевца по этому делу обвиняются еще четверо россиян, все они в том числе профессиональные бейсджамперы — парашютисты, которые прыгают со стационарных зданий, как правило, с крыш высотных зданий, часто промышленных, иногда, как в случае с высоткой, жилых. Они также признали лишь тот факт, что действительно поднялись утром 20 августа на крышу высотки на Котельнической и совершили оттуда прыжок с парашютом. Все они заявили, что обвинение, предъявленное им гособвинителем, непонятно, так как в нем фигурирует политическая ненависть, мотив — стремление дестабилизировать, как сказал прокурор, социальную обстановку в стране и оскорбить чувства российских граждан».
Учредитель общественной организации «Московский правозащитный центр» Михаил Салкин в эфире “Ъ FM”: «Сейчас уже такая системная позиция государства, которая говорит о том, что, когда вы проникаете на подобные объекты, вы грубо нарушаете общественный порядок, поэтому вам автоматически светит статья за хулиганство. Учитывая, что там был повешен флаг, была раскраска, то с учетом той геополитической обстановки, конечно, все подумали, что здесь все по мотивам политической и идеологической ненависти, отчего статья утяжелилась. Хотя предмет действия будет одинаковый: что просто бейсджамперы на какую-нибудь высотку залезут, что на эту. Сейчас государство дает четкий посыл, что за это будут очень жестко привлекать, будь вы руфер, бейсджампер или кто угодно».
«Намеревались осквернить здание, олицетворяющее величие Российской Федерации»
В Москве начался суд о покраске шпиля высотки на Котельнической набережной.