Ханты-мансийский автономный округ (ХМАО) фактически провалил федеральную программу по вводу жилья. Из 43 тысяч кв. метров по плану на сегодня построено только 7 тыс.! Это худший показатель в стране. За это региональных чиновников публично отчитала губернатор Наталья Комарова.
Эксперты отметили, что «снимать стружку» с подчиненных иногда полезно. Но только вот в данной ситуации Наталье Владимировне «не лучше ль на себя оборотиться»?
«Строительница» своего счастья?
Напомним, что Ханты-Мансийский НПФ входит в топ-25 НПФ. Фонд реализует окружные пенсионные программы по дополнительному пенсионному обеспечению «Две пенсии для бюджетников» и «Пенсионный стандарт Югры» и является крупнейшим инвестором в региональное жилищное строительство.
Именно «увлечение» ХМ НПФ строительством и вызвало негативную реакцию ЦБ. Ранее, кстати, инвестиции ХМ НПФ также велись в основном через закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы) недвижимости. Как правило, ранее подобная стратегия уже создавала серьезные проблемы.
Например, в кризис 2008 года ряд объектов строительства встал, а руководство фонда объявило, что в его имуществе «дыра» в 5 млрд руб. Разумеется, тогда в деловых кругах ХМАО появились слухи о том, что часть финансов НПФ якобы могла быть «разворована». Впрочем, тогда к уголовной ответственности так никого и не привлекли.
Деньги на старость?
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова оказалась замешана в новом коррупционном скандале. После того, как ЦБ не допустил в систему гарантирования Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд, попечительский совет которого возглавляет Комарова, руководство этого НПФ заподозрили в выводе активов.
Не исключено, что к предполагаемому хищению 500 млн.руб. причастна и сама госпожа Комарова. Все дело в том, что в конце июня 2015 года Центробанк не допустил в систему гарантирования Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд (ХМ НПФ), акционером которого является правительство Ханты-Мансийского автономного округа.
Это решение ЦБ стало ударом по деловой репутации Натальи Комаровой, которая возглавляет попечительский совет Ханты-Мансийского НПФ. Казалось бы, еще в декабре 2014 года на заседании попечительского совета ХМ НПФ госпожа Комарова произносила много хороших слов и заявила, что «главная задача Ханты-Мансийского НПФ - сохранность накоплений югорчан».
Через полгода после этих заявлений «хозяйки Югры» руководство ЦБ отказалось включать ХМ НПФ в систему гарантирования, и тогда стало ясно, что Комарова опять «пролетела, как фанера над Парижем». Конечно, общественности было бы все равно, если бы проблемы НПФ касались только губернатора. Но, что делать 380 тысячам клиентам-югорчанам, которые оказали доверие Ханты-Мансийскому НПФ? Ведь, если этот фонд «лопнет», то все они останутся без пенсий.
«Скажи мне, кто твой друг»?
Не секрет, что теперь любимым подрядчиком правительства Ханты-Мансийского автономного округа является ООО «Северные строительные технологии» (ССТ), которым руководит Вачаган Мовсисян. В местных СМИ сообщают, что Вачаган Мовсисян и Алексей Охлопков являлись владельцами объекта малого бизнеса в Москве. В 2002 года они организовали ООО «Гравита» и занимались техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей.
Далее друзья делают головокружительную карьеру, и в 2009 году Вачаган Мовсисян и Алексей Охлопков становятся членами Наблюдательного совета в ОАО «Проектно-изыскательский институт «Промлесстрой».
После переезда в Югру руководитель главного строительного актива ХМ НПФ ООО «Северные строительные технологии» Вачаган Мовсисян странным образом стал числиться руководителем еще 29 компаний: ООО «Ханты-Мансийск Стройресурс», ЗАО «Ханты-Мансийский Деловой Центр», ООО «Мобильные решения», ООО «ХМНПФ — недвижимость» и т.д.
Эксперты утверждают, что финансы ХМ НПФ активно вкладываются в проекты, связанные фирмами, подконтрольными Мовсисяну. Более того, журналисты пишут, что в карманах Охлопкова и Мовсисяна могло «осесть» до 500 миллионов рублей.
За казенный счет?
Но как же идет вывод активов из ХМ НПФ через ССТ? Все дело в том, что, по данным налоговых органов, единственным учредителем ССТ, которым руководит Мовсисян, является ХМ НПФ, управляемый Охлопковым.
Однако, вся выручка от проектов ССТ в начале получается «маленькими ооошками» (подконтрольными Мовсисяну), а уже потом концентрируется на счетах «Северных строительных технологий», которыми руководит все тот же «приятель Охлопкова».
«Барыня-сударыня»?
Поговаривают, что Наталья Комарова особенно сильно ценит преданность своих подчиненных. Об этом говорят и бонусы, щедро выплачиваемые Охлопкову в ХМ НПФ. К примеру, его ежемесячная зарплата составляет 575 000 руб., а размер месячной премии находится на уровне 163 000 руб (столько «премиальных» он получил за август 2010 года).
Более того, при приеме на работу этот топ-менеджер был застрахован на 30 млн .руб. (на случай смерти, инвалидности и т.д.), а по расторжению рабочего контракта Охлопкову будет выплачено 10 миллионов рублей.
Кстати, ранее Комарову уже обвиняли в «роскоши» и в слишком больших зарплатах, которые выплачиваются местным чиновникам. Так, в СМИ сказано, что аппарат губернатора обходится жителям ХМАО в 325 млрд рублей в год.
А ведь все эти траты происходят на фоне серьезных проблем в региональной экономике. Так, дефицит бюджета ХМАО в 2016 году составит минимум 7,5 миллиардов рублей.
Вместо наращивания доходов «хозяйка Югры», как за глаза зовут Комарову, занимается привлечением кредитов. Но и тут случаются «казусы». Так, в конце 2014 года региону не удалось привлечь 7,35 млрд рублей. Просто банки уже начали опасаться кредитовать Югру. Впрочем, с таким губернатором, как Комарова, данный страх вполне объясним. Ведь вряд ли нынешняя глава региона способна уберечь экономику ХМАО от постепенного скатывания в «стагнацию».
Наталья Комарова провалила жилищную программу в ХМАО
Губернатора региона, увязшего в скандалах, очевидно пора отправлять на отдых. Возможно, за решеткой.