Элитная квартира министра культуры Москвы Александра Кибовского неожиданно стала камнем преткновения между столичной прокуратурой и управлением МВД. Подчиненные Олега Баранова уже более года отказываются возбуждать уголовное дело по признакам возможных жилищных махинаций, а в ведомстве Дениса Попова раз за разом отменяют решения полиции и возвращают материал для дополнительной проверки. Подробности борьбы столичного военнослужащего за социальную справедливость — в материале ПАСМИ.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился московский офицер Сергей Елисеев. Он претендовал на улучшение жилищных условий одновременно с министром культуры Москвы Александром Кибовским. Однако, как выяснилось из расследования ФБК*, чиновник на семью из трех человек получил больше квадратных метров, чем военнослужащий на шестерых. Не желая чувствовать себя человеком второго сорта, Сергей Елисеев пытается добиться пересмотра квартирного вопроса через правоохранительных органы столицы.
Бери что дают
В очередь на улучшение жилищных условий Сергея Елисеева, его родителей, жену и двоих детей поставили в 2004 году. Через шесть лет семье военнослужащего предложили жилье, правда, без права выбора.
“В декабре 2010-го меня вызвали в управление городского имущества и сказали, что у них есть смотровой ордер только на одну квартиру, иных вариантов московское правительство не дало”, — отметил собеседник редакции.
В итоге семья Сергея Елисеева из шести человек получила жилье площадью 118 кв. метров в московском районе Тушино, на улице Лодочная, 9.
А в 2020 году из расследования Алексея Навального офицер узнал, что практически одновременно с ним квартиру от правительства Сергея Собянина получил подчиненный мэра Александр Кибовский.
Жильем чиновника обеспечили практически сразу после прихода на работу в столичную администрацию: в ноябре 2010 года он стал главой Департамента культурного наследия Москвы, а в январе 2011-го — обладателем квартиры площадью 174 кв.метра в элитном жилом комплексе «Купеческая усадьба» в Замоскворечье.
Согласно выписке из ЕГРН, опубликованной “Фондом борьбы с коррупцией”* жилье по адресу Климентовский переулок, 2 министр получил от правительства Москвы по договору купли-продажи.
“У Кибовского, судя по всему, как и у меня был договор, денежные средства по которому не вносились: в Москве, если квартира передается бесплатно, она оформляется именно договором купли-продажи”, — пояснил Сергей Елисеев.
По данным ФБК*, рыночная стоимость квартиры в “Купеческой усадьбе” составляла около 150 млн рублей.
Люди второго сорта
Между тем, у Сергея Елисеева возникли сомнения в законности получения Александром Кибовским элитной недвижимости.
Во-первых, площадь квартиры не соответствует нормам распределения муниципального жилья. По открытым данным, семья чиновника состоит из трех человек — он сам, его супруга и несовершеннолетний сын. При этом, по закону Москвы “Об обеспечении права жителей города на жилые помещения”, норматив предоставляемой площади на одного человека составляет от 18 кв. метров. В том же законе уточняется, что “семье из трех граждан, в составе которой есть супруги”, положена двухкомнатная квартира площадью не более 62 кв. метров.
“Таким образом, теоретически претендовать на получение 174 квадратных метров Кибовский мог только в том случае, если в его семье “нуждающимися” были бы признаны девять человек”, — подсчитал собеседник ПАСМИ.
Они в курсе:
— мэр Москвы Сергей Собянин
— глава ГУ МВД по Москве Олег Баранов
— прокурор Москвы Денис Попов
— руководитель ГСУ СКР по Москве Андрей Стрижов
Второе нарушение, по мнению Сергея Елисеева, состоит в том, что не был соблюден принцип открытости распределения жилья. Даже если семья Кибовского могла претендовать на данный метраж, жилье должны были показать остальным очередникам, в числе которых на тот момент был и сам военнослужащий.
Но ему, напомним, ни квартиру в ЖК “Купеческая усадьба”, ни какие-либо другие варианты не предоставили, хотя, как следует из полученных Елисеевым разъяснений Департамента имущества Москвы, семьям, находящимся в очереди на улучшение жилищных условий, по закону “предлагается три различных жилых помещения”.
“Почему моей семье из шести человек предложили квартиру в Тушино в 118 квадратных метров и сказали, что вариантов больше нет, а Кибовский одновременно получил квартиру в 174 метра в Замоскворечье? Потому что мы люди второго сорта? Я считаю это дискриминацией моих прав как гражданина страны и офицера российской армии”, — заявил Сергей Елисеев.
Полиция, надзор и коронавирус
Проверить законность получения жилья столичным чиновником Сергей Елисеев решил через полицию — 16 марта 2020 года он обратился в межрайонный отдел МВД по Замоскворечью. В заявлении офицер указал на факты возможного мошенничества при оформлении квартиры Кибовскому, а также на ущемление прав своей семьи.
При этом заявитель попросил правоохранителей истребовать в рамках проверочных мероприятий материалы о предоставлении жилого помещения Александру Кибовскому.
Заявление Елисеева было зарегистрировано в книге учета совершенных преступлений, однако спустя недели — 28 марта 2020 года — полиция отказала в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Впрочем, в июле 2020 года Замоскворецкий межрайонный прокурор Михаил Попков признал данное решение незаконным и необоснованным “в связи с неполнотой проведенных проверочных мероприятий”.
Сотрудник надзора вернул материал в полицию для проведения дальнейшей проверки, но в сентябре 2020 года Замоскворецкий ОМВД снова отказал в возбуждении уголовного дела, на этот раз сославшись на коронавирус.
“В рамках проведения проверки опросить по существу сотрудников Департамента городского имущества г.Москвы не представилось возможным в связи с введением в г.Москве режима самоизоляции”, — указано в постановлении об отказе.
Данное основание собеседник ПАСМИ считает надуманным, поскольку сотрудники полиции могли истребовать документы о выдаче квартиры Кибоскому, даже не проводя опросы сотрудников московского правительства.
По команде сверху
Оспаривать действия столичных сотрудников МВД Елисеев решил через Госдуму: в начале марта 2021 года он обратился к депутату Анатолию Выборному, который направил запрос прокурору Москвы Денису Попову.
Сергей Елисеев полагает, что глава московского надзора после обращения парламентария мог лично дать команду разобраться с квартирой Кибовского. Во всяком случае, 15 марта 2021 года районная прокуратура вновь отменила постановление полиции об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как рассказал собеседник ПАСМИ, спустя несколько дней после начала очередной проверки по его заявлению сотрудники межрайонного ОВД сообщили, что материалы у них забрал Замоскворецкий надзорный орган.
“Мне сказали, что прокуратура сейчас должна вынести решение о подследственности этого дела. Не исключено, что материалы будут перенаправлены в московский главк СКР”, — пояснил Сергей Елисеев.
При этом он настаивает: независимо от того, какой орган в дальнейшем будет вести расследование, следующим шагом должно быть истребование документов из Департамента городского имущества, чтобы понять, на каких основаниях чиновник слоличной мэрии получил квартиру в Климентовском переулке.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев
Кстати, по данным Алексея Навального, в июне 2018 года, когда Александр Кибовский уже занимал пост министра культуры Москвы, его семья снова получила от столичного правительства элитную квартиру. Жилье площадью 135 кв.м находится на Садовнической набережной, в доме, изначально предназначенном для очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Стоимость второй квартиры Кибовского авторы расследования оценили примерно в 70 млн рублей.
Навальный поссорил московскую прокуратуру с полицией из-за квартиры министра
Житель Москвы оспаривает выделение бесплатного жилья Александру Кибовскому.