В своём последнем Послании Федеральному собранию РФ Владимир Путин озвучил катастрофические цифры: только за 2013 год через офшоры и полуофшоры были выведены российские товары стоимостью 111 млрд долларов, что составляет пятую часть всего российского экспорта. Оказалось, что миллиардные сделки в офшорах – практика не только госкорпораций, но и трейдеров, умеющих эффективно сотрудничать с русскими чиновниками.
Особое беспокойство президента в этой связи вызывают сделки с участием офшоров, совершаемые в нефтегазовом секторе: даже крупнейшая «сделка века» по покупке «Роснефтью» полного пакета акций ТНК-ВР прошла, по словам главы государства, вне российской юрисдикции.
Такая обеспокоенность властей понятна: на фоне опасений перед новой волной мирового финансового кризиса и возможными экономическими последствиями Олимпийских игр в Сочи и участия России в разрешении политического кризиса на Украине гарантии стабильного функционирования энергетической отрасли требуются, как никогда.
Однако давно не секрет, что реализация серых схем российского нефтяного экспорта при участии офшоров зачастую проходит благодаря попустительству, а нередко и прямому участию высокопоставленных госслужащих. Это положение вещей сохраняется во многом из-за отсутствия системы комплексных мер по обнаружению аффилированности ответственных за принятие решений лиц с коммерческими структурами и пробелами в российском законодательстве, что позволяет чиновникам успешно совмещать свои профессиональные обязанности с бизнес-интересами.
Русская нефть торгуется через иностранные кубышки
По нашему мнению, не может не вызывать вопросы тот факт, что нынешний советник министра энергетики РФ Михаил Столяров, уже будучи сотрудником министерства, предположительно в 2012 году сотрудничал с компанией Flontrano Trading Limited. А ведь специалисты рынка хорошо знакомы с историей деятельности этого нефтетрейдера, успевшего за последние годы неоднократно «засветиться» в ряде крупных скандалов.
Зарегистрированной в 2009 году на Кипре компании Flontrano Trading Limited удалось менее чем за три года довести объём закупок российской сырой нефти до 150 тыс. тонн в месяц, перейдя, в частности, дорогу таким крупным трейдерам, как Gunvor и Vitol. С 2009 года и по настоящее время компания Flontrano якобы успела сменить семь директоров (что является типичным для подобного рода фирм), некоторые из которых были отмечены в ряде негативных публикаций российских и иностранных СМИ. Примечательно и то, что на протяжении длительного времени функции одного из корпоративных секретарей Flontrano Trading Limited, как мы считаем, исполняла компания Horacen Secretarial Limited. Многим данная фирма известна в связи со знаменитым «делом Магнитского» и уголовным делом о мошенничестве, заведённым на Алексея Навального и его брата.
Коммерческие успехи внезапно оказавшегося на рынке российского нефтетрейдинга кипрского офшора могут говорить в пользу версии о наличии у компании серьёзного административного ресурса. Так, первые крупные «победы» Flontrano в борьбе за тендеры на поставку нефти относятся к 2011 году. Именно тогда никому не известная фирма смогла перехватить у Gunvor и Vitol нефть независимых производителей в порту Приморска, в результате чего два крупных трейдера были вынуждены закупать сырьё у «Роснефти».
Тот факт, что неожиданная победа новичка «сошла ему с рук», может быть объяснён предварительными договорённостями между ключевыми участниками. Нетипичный характер данных сделок заключался также и в том, что в сентябре 2011 года произошло, вероятно, резкое изменение долей собственников компании трейдера: владевшие каждая по 50% акций трейдера виргинские компании перешли в диспропорцию 10 к 90% соответственно и обратно в июле 2012 года. Подобная практика распространена в офшорных зонах, где порядок регистрации собственников существенно упрощён и используется для перераспределения полученных дивидендов.
Пока что можно лишь догадываться о том, мог ли каким-то образом Михаил Столяров, являясь советником министра энергетики РФ, способствовать феноменальному успеху нефтетрейдера Flontrano. Однако публикация в 2012 году в ведущих польских СМИ серии статей о том, как организованы схемы участия малоизвестных офшорных посредников российских компаний, отчасти проливает свет на историю успеха фирмы Flontrano.
Так, согласно проведённому журналистскому расследованию, отдельные представители российской стороны в 2012 году подталкивали крупнейший польский концерн PKN Orlen работать не напрямую с производителями нефти, а с офшорными посредниками – компаниями Flontrano Trading Limited и зарегистрированной в Гонконге Concept Oil Services. Учитывая, что речь идёт о контрактах на сумму около 7 млрд долларов, очевидно вступление в конкурентную борьбу не только нефтяных компаний, но и нефтетрейдеров.
В данном случае два малоизвестных офшорных посредника составили конкуренцию трейдеру «Союз Петролеум». Беспрецедентный успех трейдеров-новичков журналисты объясняют якобы поддержкой бывшего топ-менеджмента «Транснефти». Мы полагаем, что Михаил Арустамов, который до 2012 года являлся первым вице-президентом компании, мог оказывать решающее влияние на формирование графиков нефтяного экспорта.
Министерство радения за своего человечка
Подобные графики представляют собой распределение квот между российскими нефтеэкспортёрами транспортных мощностей трубопроводов системы «Транснефти» пропорционально заявленным объёмам нефтедобычи. Они составляются в Минэнерго РФ.
Если предположить, что версия с Арустамовым и его предполагаемыми связями в Минэнерго имеет место быть, то остаётся невыясненным, каким образом скорректированные экспортные графики попадали на стол министра и впоследствии утверждались. Полномочия по составлению и утверждению графика квот возложены на департамент переработки нефти и газа, который с июня 2012 года возглавляет Михаил Грязнов (до января 2013 года – в должности и.о. директора, а с января 2013 года – в должности директора департамента). Знал ли Грязнов о посреднических услугах сомнительных офшорных компаний и оказывал ли он влияние на утверждение скорректированных графиков экспорта сырья – вопрос также открытый. Может, и нет. Однако по странному совпадению первое заметное появление на нефтетрейдерском рынке компании Flontrano приходится как раз на начало работы Михаила Грязнова в Минэнерго в должности заместителя директора департамента переработки нефти и газа.
Вполне очевидно, что оказание воздействия на корректировку графиков квот, составляемых Минэнерго, возможно лишь при наличии инсайдерской информации о заявленных в ведомство объёмах нефтедобычи российскими компаниями. Мог ли советник министра Михаил Столяров предоставлять такую информацию в качестве «консультации» для нужного трейдера, пока остаётся загадкой. Как мы считаем, странным образом, однако оказывается, связан советник министра и с другим нефтетрейдером, участником сделки, – с польской компанией Orlen. Дело в том, что в московском офисе гонконгского офшора Concept Oil Services долгое время якобы работали родственники сотрудников Минэнерго. В этой компании, как и в сотнях других, подобных ей, система управления структурирована таким образом, что установление конечного бенефициара практически невозможно.
Удивительно, что у контролирующих органов до сих пор не возникло вопроса, почему Михаил Столяров работает в компаниях, чьи коммерческие интересы напрямую пересекаются с профессиональными обязанностями советника министра. По нашему мнению, в истории с нефтетрейдером Flontrano, как и с деятельностью Михаила Столярова в Минэнерго, по-прежнему остаётся много неясностей. Как и в случае с главой департамента Грязновым, обстоятельства прихода Столярова в ведомство неизвестны. Известно, однако, то, что оба они не являлись членами команды Александра Новака, но даже в условиях массовых кадровых перестановок смогли сохранить за собой ключевые посты.
В самом министерстве о Михаиле Столярове и его обязанностях почти никто не знает. По нашему мнению, начав свою карьеру в структурах, аффилированных с НК «ЛУКОЙЛ», в дальнейшем Столяров трудоустраивался благодаря не только опыту, но и хорошим связям, в том числе и родственным. Вполне вероятно, что «зелёный свет» в отрасль будущему советнику министра мог дать его собственный отец. Почётный нефтяник компании «ЛУКОЙЛ» Сергей Столяров стоял у истоков её создания. Столяров, как ни странно, не был востребован крупными нефтедобывающими компаниями в качестве специалиста по управленческим и коммерческим вопросам. Будущий советник министра предпочитал работу в офшорных фирмах и компаниях, специализирующихся на нефтетрейдинге.
Восход и закат карьеры
Одним из таких мест работы будущего советника стало ОАО «Сиданко». Там Столяров занимался вопросами реализации нефти и нефтепродуктов до того момента, пока компания не обанкротилась. В качестве одной из версий банкротства «Сиданко» в конце 1990-х годов экспертами рынка выдвигались предположения якобы о систематических махинациях топ-менеджмента фирмы, связанных со схемами трансфертного ценообразования.
По странному совпадению именно после ухода из обанкротившейся фирмы «Сиданко» один из руководителей её сбытового отдела Михаил Столяров совершает ряд крупных покупок. Дальнейшая профессиональная карьера советника министра связана исключительно с нефтетрейдингом. По данным Пенсионного фонда РФ, в 1999–2002 годах Михаил Столяров успел потрудиться в ТПК «Юниверс». Не исключено, что именно благодаря связям, полученным за время работы в этой компании, Михаил Столяров мог обеспечить себе коммерческое сотрудничество с трейдером Flontrano. Ведь бывший сенатор от Томской области, а ныне заместитель губернатора сибирского региона Юрий Гурдин трудился в ТПК «Юниверс», а один из сыновей вице-губернатора – Михаил Гурдин, как нетрудно предположить, как раз и возглавил позже российское представительство компании Flontrano Trading Limited.
По нашему мнению, оставаясь непубличным и едва заметным даже для собственных коллег, некий министерский работник, однако, ведёт образ жизни, не совсем соответствующий представлениям о непредвзятости и нравственности «слуги народа». Всегда неприятно засветиться в расходах, значимо превышающих реальный оклад. Например, последний свой отпуск провести на Канарских островах, а ещё и воспользоваться чартерным рейсом. Те места, где мы обнаружили нашего героя, не красят даже коммерческих консультантов торговых организаций. В Москве он предпочитает отдыхать от напряжённой работы в уютных номерах сети гостиниц «Подушкин». Да ещё и почаще! За прошедшие декабрь и январь побывал там четыре раза.
«Подушкин» – это довольно популярная сеть московских отелей «на час», специализирующаяся на предоставлении клиентам номеров для интимных встреч. Более того, как следует из информации на официальном сайте, многие из номеров гостиниц «укомплектованы приспособлениями для эротических игр, которые не всегда удобно иметь в собственной квартире».
По нашему мнению, конспирирующийся чиновник мог неоднократно обращаться к представительницам древнейшей профессии. Есть, однако, и постоянная «поклонница». Кто эта Голубович, до конца непонятно. Поговаривают, что её телефонный номер тоже бывал в базе московских жриц любви. Но гораздо более вероятно, что это не однофамилица, а именно та женщина, чьи пути могли неоднократно пересекаться с нашими героями. В конце 1990-х она успела засветиться в компании «Сиданко», в 2002–2003 годах в Минэнерго РФ, а впоследствии получала доход в уже знакомых нам компаниях ТПК «Юниверс»…
Остаётся только догадываться, чем подкреплено столь тесное общение – деньгами или чувствами. Кто знает, может, это служебный роман, который чиновник вынужден держать в тайне от всех? А может, г-жа Голубович – ещё один посредник в серых схемах, встречи с которым требуют особой конспирации?
Так или иначе, вопросов пока остаётся больше, чем ответов. Однако наличие такого количества «случайных» совпадений и «неформальных» контактов в деятельности отдельных сотрудников Минэнерго заставляет задуматься над тем, как это скажется не только на развитии энергетической отрасли, но и на стабильности российской экономики в целом.
«Неформальные» связи советника министра
Как маленький офшор обыграл крупные нефтедобывающие компании России.