Учеба в российских вузах стала настолько дорогой, что наши абитуриенты рванули в страны, где и образование дешевле, и его качество ничуть не ниже. Естественно, речь не о дорогих университетах в США, Англии и Швейцарии — учеба там по карману только детям очень состоятельных родителей. Наш практичный средний класс осваивает недорогие вузы Восточной Европы. А соседи с удовольствием принимают русских абитуриентов: они с энтузиазмом учатся и дают возможность университетам заработать. "Огонек" изучил феномен
Россия — одна из немногих стран в Европе, в которой ее же граждане учатся в государственных вузах за свои деньги (все последние годы цены в российских вузах росли, а количество бюджетных мест на популярных направлениях сокращалось). По самым престижным направлениям (например, по совместным программам с зарубежными вузами) плата сегодня достигает 540 тысяч рублей в год (8710 евро).
Особой тревоги эта постоянно растущая кривая у отечественных менеджеров от образования не вызывает — они убеждены, что дети все равно придут учиться, а родители все равно за это заплатят, пусть им даже придется влезать в долги.
И никому в голову отчего-то не приходит простая мысль: а что если дети придут учиться, но не к ним?
Такая вероятность, как выяснил "Огонек", вовсе не фантазия: наши абитуриенты (и их родители) уже всерьез рассматривают университеты Восточной Европы и Китая как альтернативу родному образованию.
Они сказали: «Поехали!»
Поток россиян, ринувшихся в университеты "по периметру" — в страны Балтии, Финляндию, Польшу, Чехию и даже, не удивляйтесь, Китай,— с каждым годом растет. По данным "Огонька", связавшегося с образовательными агентствами всех этих стран, за последние три года он увеличился в среднем в полтора раза.
Сейчас в чешских университетах учатся около 6 тысяч наших ребят (третье по величине студенческое сообщество после чехов и словаков). В финских вузах — 3045 россиян (в 2013 году их было около 2 тысяч), и это самая большая студенческая диаспора в финских вузах. 1065 российских студентов учатся в Польше. Русские в вузах Латвии, Литвы и Эстонии исчисляются пока не тысячами, а сотнями, но с каждым годом их все больше.
Исследователи китайского рынка образования утверждают, что число российских студентов в китайских вузах достигло 16 тысяч (а еще пять лет назад их якобы было около 5 тысяч). Скептики, правда, оспаривают эту цифру, упирая на то, что у нас в школах дети пока не учат китайский в таком количестве, а в спецшколах и китайских интернатах в Москве обучаются всего 2 тысячи учеников. Но от фактов никуда не деться: поток абитуриентов на Восток растет, причем ощутимо. А как только китайцы запустят образовательные программы на английском, о чем в последнее время говорят все больше, они вообще могут стать лидерами в образовательном бизнесе.
Мы привыкли повторять как заклинание, что наше образование лучшее, и свысока смотреть на вузы Восточной Европы. Ни то, ни другое давно не имеет оснований. В рейтинге университетов мира 2016 года QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings) вузы этих стран занимают позиции, близкие к нашим. Так, МГУ на 109-м месте, а Университет Хельсинки — на 91-м. На 133-й строчке — финский Университет Аалто. В третью сотню прорвались два наших вуза: Санкт-Петербургский госуниверситет (258-й) и Новосибирский госуниверситет (291-й). Чуть выше их, на 234-м месте, еще один финский университет — в Турку. В четвертой сотне четыре наших университета — МГТУ (306-й), МФТИ и МГИМО (350-й) и Томский госуниверситет (377-й). Там же вузы Восточной Европы: Карлов университет (Прага), Технический университет Тампере, Университет Ювскиля, Технический университет Лааперанта (все три — Финляндия), Университет Тарту (Эстония), Университет Восточной Финляндии.
Таким образом, университеты Восточной Европы — это вовсе не заштатные провинциальные вузы, они дают вполне качественное образование. И там есть все, что предусмотрено принципами Болонской декларации "Зона европейского высшего образования". Перечислим: сопоставимые и признаваемые всеми странами Европы степени бакалавров, магистров и PhD. Далее Европейская система зачетных образовательных кредитов ECTS (European Credit Transfer System) — это возможность засчитывать в баллах пройденные курсы, что необходимо для свободного перехода из одного вуза в другой (занятно, но у нас запрос в Сети "образовательные кредиты" упорно выводит на дорогостоящие банковские услуги, которыми почти никто не пользуется). И, разумеется, мобильность учащихся — все европейские вузы включены в систему академических обменов Erasmus. По поводу Erasmus, да, российские вузы тоже участвуют в академических обменах, но нашим студентам семестр занятий в другой стране не засчитывается и по возвращении домой приходится сдавать "пропущенные" курсы.
Но самое главное — плата за обучение для иностранцев в восточноевропейских вузах гораздо ниже, чем для россиян в наших же университетах. Экономические и технические специальности стоят в среднем 3 тысячи евро в год. Гуманитарные — вообще от 900 евро. Проживание, питание, транспорт — все это дешевле, чем в Москве (сравнение по ценам см. в материале "Себе дороже" на с. 16). Стоит ли удивляться, что сработал закон рынка: студент пошел туда, где образование не хуже, чем в наших вузах, а стоит дешевле?
Хотя и "неэкономические плюсы" тоже важны. Важный довод "за" образование "по периметру" — ясная и прозрачная процедура зачисления абитуриентов. Мы много говорили о том, что введение ЕГЭ сделало поступление в российский вуз простым и дало возможность ребятам из провинции учиться в столичных вузах. Эйфория, однако, была недолгой. За несколько последних лет процедуру зачисления так запутали, что не всякий абитуриент дождется окончательных итогов — в приемных комиссиях ребят торопят приносить оригиналы аттестатов или держат в изматывающем неведении, у многих просто сдают нервы. В университетах Восточной Европы поступление в вуз стандартно: подача необходимых документов заблаговременно (не менее чем за три месяца, иногда за полгода) и, если у университета нет вопросов по качеству учебы в школе, зачисление. Возможен, правда, вызов на собеседование (если по документам есть вопросы), но решение выносят сразу же — по его итогам.
Чужие университеты
Большинство студентов из России учатся на английском (необходимый уровень В2). Но и это не догма: чтобы получить деньги российских родителей, в некоторых вузах Чехии и Латвии завели программы на русском языке, а в Эстонии есть даже два частных русскоязычных университета.
Инспектор агентства Study in the Czech Republic Соня Липпман перечисляет русскоязычные курсы: "Медико-биологические и клинические технологии" в Чешском техническом университете в Праге (4 тысячи евро в год), "Экономика предприятия и менеджмент" в Высшей школе экономики в Праге и "Экономика предприятия" в Институте технологий и бизнеса в Ческе-Будеевице (3600 евро в год), "Банковское дело" в частном Банковском институте в Праге (2760 евро в год).
Вторая по популярности среди наших студентов — Финляндия. Сотрудник посольства Финляндии в Москве Харри Хейккинен сказал "Огоньку", что каждый год посольство оформляет около тысячи разрешений "на пребывание в Финляндии на основании учебы", а обучение иностранцев в этой стране было и вовсе бесплатным до декабря прошлого года. Тогда финский парламент принял закон о введении платы для студентов "из-за пределов европейской экономической зоны", но его реализация тормозит: при прохождении законопроекта называлась сумма до 8 тысяч евро в год, но запротестовали преподаватели финских университетов — они заявили, что в этом случае вузы потеряют до 40 процентов своих студентов. В итоге вопрос о размере оплаты пока подвешен, но уже понятно, что "нормативы" будут формироваться по "нижней планке".
Юлия Лусик, координатор национального агентства Study in Poland, рассказывая об учебе в Польше, делает акцент на соотношении цены и качества. "Образование у нас европейское, а стоимость обучения и проживания намного ниже, чем в Западной Европе". Впрочем, об этом говорят и представители всех перечисленных стран, в том числе и стран Балтии.
Стоит отметить, что все эксперты, с которыми говорил "Огонек", отмечают "качество" русских студентов: и подготовлены они отлично, и учиться хотят, и стараются. Вот, например, Эса Ваккилайнен, профессор стабильных энергетических систем Лааперантского технологического университета (Финляндия), убеждена: "Студенты из России, а у меня каждый год от 6 до 10 русских магистрантов, безусловно, лучшие среди иностранцев в нашем университете. Многие поступили к нам, окончив бакалавриат в российских престижных вузах. У них отличные знания по фундаментальным дисциплинам, в том числе и по математике. Они хорошо владеют английским. Конечно, у них есть и проблемы — это неумение работать в группах, отсутствие навыков проведения презентаций и написания отчетов. У студентов из США эти навыки и умения развиты значительно лучше. Но за время учебы русские студенты все это осваивают и становятся на один уровень с американскими". А в Эстонии, рассказала координатор программы Study in Estonia Дарья Архипова, еще не было случая, чтобы магистрантам из России не дали государственную стипендию — так хорошо наши ребята учатся.
Да, наших студентов в восточноевропейских вузах немного — тысяч 10-12. По сравнению с 5 млн, которые учатся в российских государственных и частных вузах,— капля в море. Но это лучшие ребята. Тенденция обозначилась, и если наши чиновники от образования продолжат относиться к студентам как к доходному промыслу, капля превратится в поток.
Как и почему в Росси возникло платное обучение в государственных вузах
Платные места в госвузах появились в 1990-х годах, когда всюду открывались частные институты и академии. Преподавали в них все те же профессора и ассистенты (а откуда было взяться новым?), только зарплату получали несравнимо большую. Тогда Минобр и разрешил бюджетным вузам 20 процентов студентов принимать на платные места.
Со временем финансирование государственных вузов увеличилось в разы. Но платные места в госуниверситетах не только не исчезли, их стало больше и они стали дороже (на платные места в госвузы в 2016 году был принят 154 231 человек). Бюджетные же места все последние 10 лет сокращались. Вот данные Института развития образования НИУ ВШЭ. Бюджетный прием на 1-е курсы в 2016 году сократился по сравнению с 2015 годом на 13 тысяч мест — с 288 тысяч до 275 тысяч. 52 тысячи бюджетных мест заняли целевики и льготники, а по конкурсу прошли 223 тысячи абитуриентов.
Между тем школу в 2016 году окончили 750 тысяч ребят. Вычтем целевиков и льготников, сопоставим 700 тысяч оставшихся детей с цифрой конкурсного приема и получим 33,1 процента — таковы шансы выпускника школы на бесплатное обучение в вузе.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, поясняет: "Доля бюджетного финансирования в государственных вузах увеличилась с 54% в 2009 году до 63% в 2015-м (статистики по 2016 году еще нет). Но начиная с 2013 года сокращались бюджетные расходы на гуманитарные, юридические и экономические направления. А на инженерные и медицинские увеличивались. Так и получилось: число мест сокращалось, а денег вузы получали больше".
Сегодня на гуманитарные, юридические и экономические направления принимают только 22 процента бюджетников от общего числа первокурсников. Но именно эти направления были и остаются наиболее привлекательными для абитуриентов. А следовательно, выросли и конкурсы, и стоимость обучения на платных местах.
Большие проблемы у нас с подготовкой медиков. Половина студентов медвузов учится за свои деньги. Даже на специальности "Сестринское дело" в этом году появились платные места.
Все прошедшие годы цены росли неудержимо. Три года назад в Москве 350 тысяч рублей в год (или 5645 евро по нынешнему курсу) были пределом в МГУ и МГИМО. Сейчас это средняя цена для среднего вуза. По открытым данным, в МГИМО студент, поступивший с 82,7 балла ЕГЭ, платит в среднем 478 012 рублей в год. В МГУ — 339 580 рублей при 75,9 балла. В НИУ ВШЭ — 338 916 рублей при 80,9 балла. В Финансовом университете — 316 841 рубль при 69 баллах. Это средние цифры. По престижным направлениям плата выше и, бывает, переваливает за полмиллиона рублей в год (более 8 тысяч евро).
Технические вузы дешевле, но они тоже в последние годы подняли плату. Если три года назад можно было учиться по востребованным инженерным специальностям за 150 тысяч рублей, то сейчас это стоит в ведущих вузах до 250 тысяч рублей.
Так качественное высшее образование становится все менее доступным.
Аргументы не в нашу пользу
"Огонек" нашел родителей, отправивших детей учиться "по периметру". Почти все они пожелали остаться анонимными. Наверное, потому что у нас в последнее время учеба детей за границей не одобряется. И люди не хотят наживать себе лишних неприятностей. Но нас интересовали не имена, а аргументы.
Если посчитать, получается, что 11-12 тысяч детей из России учатся в небольших соседних странах. В основном это дети среднего класса, они хорошо учились в школе, знают, что рассчитывать надо не на родительские связи, а на себя, изучали английский и ездили на языковые стажировки.
Есть несколько причин, почему отправляют детей учиться за границу. Некоторые родители утверждают, что финансовый расчет — не главное, и указывают на трудности поступления на бюджетные места в российских вузах. Может быть, и не думали бы о загранице, говорят они, если бы процедура поступления была прозрачной.
Родители студентов подчеркивают, что прием в европейский вуз проходит спокойно, без нервотрепки. Основные документы — справки об учебе в школе и результаты ЕГЭ отправляют заранее. Некоторым сразу сообщают о зачислении, если все устраивает университет, других вызывают на собеседование. Главное, чтобы ребенок с 5-го класса учился без троек — таких берут однозначно. Знание английского, говорят родители, имеет большое значение.
Стоимость обучения в Восточной Европе ниже, чем у нас на платных местах в государственных вузах. Например, курс экономики в Тартуском университете (Эстония) — 3600 евро в год, это 220 тысяч рублей. Такую цену в России можно найти только в каком-нибудь провинциальном вузе. В Праге или в Варшаве изучение экономики стоит еще дешевле.
Но это не значит, что там ниже качество образования. Наоборот, оно очень отличается от российского. Во-первых, преподают профессора из разных стран. Там считается нормой, когда преподавателей выбирают по конкурсу, в котором участвуют преподаватели из Германии, Франции, США. Перед студентами, изучающими экономику и менеджмент, часто выступают руководители международных и крупных национальных компаний, рассказывают о своих предприятиях.
Условия жизни в студенческих кампусах хорошие, отмечают родители. Как правило, факультеты расположены поблизости, ребята не тратят время на переезды из одного конца города в другой. Расходы на транспорт небольшие, для студентов есть скидки и в городских автобусах, и на железной дороге, если потребуется съездить в другой город. Общежития недорогие, проживание в комнате на двоих обходится в 90-110 евро в месяц.
Ненаши университеты
Почему все больше российских абитуриентов едут учиться в Восточную Европу.