Минувшая неделя принесла слух: в ближайшее время может быть упразднён институт политических представителей президента в федеральных округах. Свою роль полпреды выполнили уже давно, однако дефицит бюджета привел к тому, что содержать дополнительный аппарат чиновников стало накладно. Куда перейдут на работу действующие полпреды? Молва гласит, что некоторым из них готовятся серьёзные новые назначения – в частности, Александру Беглову.
Надо сказать, что слухи о ликвидации полпредств ходили уже давно. Ещё в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов открыто заявлял, что не исключает скорого разгона этих структур, в период «собирания земель» учреждённых президентом надзирать за чересчур самостоятельными главами регионов. Недаром пять из семи первых полпредов были силовиками – предполагалось, что «генерал-губернаторы» построят непокорных во фрунт, ну и вообще наведут порядок – в стране как раз начиналась активная борьба с коррупцией. Правда, первая задача удалась лучше, нежели вторая. Так, впоследствии выяснилось, что семья полпреда в Южном федеральном округе генерала Казанцева успела обзавестись мясокомбинатом и особняком, в котором привратником работал солдат.
Как бы то ни было, но полпреды выполнили свою роль – ни один местный лидер больше не мог и подумать о том, чтобы вести независимую от Москвы игру. Потому главная функция полпредств оказалась утрачена сами собой. На смену ей пришла другая – полпредства превратились в своеобразный кадровый отдел и кадровый «отстойник». Сюда назначали тех, кому надо нагулять аппаратный вес и опыт для последующего повышения, а также тех, кому пришла пора уходить на почётный покой либо просто требуется непыльная, но звучная должность в качестве награды за верность (достаточно вспомнить Игоря Холманских, скакнувшего в кресло полпреда из цеха Уралвагонзавода).
Не отвечать ни за что конкретно, при этом по статусу быть выше региональных руководителей – просто чудо, а не работа. В 2010 году Дмитрий Медведев попытался было пристроить полпредства к делу, заявив, что они должны включиться в объявленную им «модернизацию». Правда, что это такое, никто не понимал ни тогда ни сейчас, отчего роль полпредских чиновников свелась к участию в заседаниях, проводящихся местными властями. «Свадебные генералы» надували щёки, произносили речи, но для чего они тут вообще находятся, никто не мог ответить.
В самих полпредствах понимали конфуз ситуации – недаром в 2013 году многие сотрудники подыскивали себе места в органах исполнительной власти. Однако события на Украине заставили их воспарить духом – угроза сепаратизма стала снова широко обсуждаться в стране, а кому же ещё бороться со своевольниками. Однако вышло иначе – президент сделал ставку на силовиков, за короткий срок проведя целую череду назначений и создав подчинённую лично ему Росгвардию со штатом больше, чем у всей армии. Одновременно экономический кризис ударил по бюджету, в результате чего власти приходится всерьёз задумываться о сокращении расходов по всем статьям. Содержание же полпредств обходилось недёшево – если верить некоторым источникам, сумма доходила до 60 млрд рублей. Вкупе все эти причины, по слухам, и стали причиной приговора отжившему своё институту.
Куда пойдёт масса освободившихся чиновников? Судя по всему, вряд ли всем им будут предложены тёплые места. Недавний опыт с ликвидацией ФСКН показывает, что власть не боится выбрасывать на улицу даже силовиков, что уж говорить о гражданских. Тем не менее наиболее ценным кадрам наверняка будет предложена новая работа. В том числе и самим полпредам. Так, уже прошла молва о будущей судьбе одного из них – полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе
Александра Беглова. По слухам, ему прочат место губернатора Санкт-Петербурга. Подобное назначение вполне возможно – Беглов сам является выходцем из «питерской» обоймы: в своё время он работал вице-губернатором Северной столицы и даже некоторое время исполнял обязанности губернатора. Есть у него аппаратный вес и опыт – в 2010 году после отставки Юрия Лужкова Александра Беглова всерьёз называли одним из самых перспективных кандидатов на пост мэра Москвы, а после ухода Валентины Матвиенко в Совет Федерации именно его, опять-таки, прочили на освободившуюся в Питере губернаторскую должность.
Отмечают и организаторские способности Беглова: после назначения на вроде бы декоративную должность председателя совета при президенте по делам казачества Беглов сумел создать из «станичников» сильное прогосударственное движение. Если прогнозы сбудутся, то он повторит путь Георгия Полтавченко, который сам в своё время пришёл на пост губернатора Петербурга через кресло полпреда. Так что можно говорить, что хотя бы роль «кузницы кадров» полпредства и правда исполнили в полной мере.
Неполпредства
Представительства президента готовят «под снос», Александра Беглова прочат в губернаторы Санкт-Петербурга.