Суды трех инстанций поддержали антимонопольную службу в деле о незаконном использовании старейшего петербургского кондитерского бренда «Север-Метрополь». Об этом 24 января сообщили в Санкт-Петербургском УФАС России. Из базы «Электронное правосудие» следует, что Суд по интеллектуальным правам оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Таким образом, поставлена точка в многолетнем конфликте акционера ООО «Север-Метрополь» и владелицы одноименного торгового знака Елены Шевченко с ее бывшим бизнес-партнером Вадимом Долгобородовым. СМИ называли его сыном другой совладелицы «Севера-Метрополя» Светланы Долгобородовой, руководившей кондитерским производством более 15 лет. По данным СПАРК, Вадим Долгобородов также является учредителем ООО «Софит» и ООО «Лоранс». Связаться с ним через эти компании РБК Петербург не удалось.
По данным РБК Компаний, доля Елены Шевченко в ООО «Север-Метрополь» составляет 40%, у ее дочери Елизаветы Шевченко — 30%, у Михаила Шевченко — 10%, у Светланы Долгобородовой — 20%. На сайте компании сказано, она объединяет завод кондитерских изделий и более 100 кофеен в Петербурге, развивающихся по франшизе. В 2019 году сеть сократилась сразу на 21 заведение. Тогда всем точкам, которые под вывеской «Север-Метрополь» по франшизе развивал Вадим Долгобородов, было отказано в использовании бренда.
Елена Шевченко лично комментировать причины конфликта не стала. Юрист Игорь Шаденков, который представлял ее интересы в судебных процессах, пояснил РБК Петербург, что «ИП Долгобородов В.Г. являлся недобросовестным партнером, допускавшим множественные нарушения договорных условий, не соблюдавшим стандарты качества обслуживания и секреты производства, торговавшим контрафактной продукцией под вывесками "Север-Метрополь"».
В свою очередь, Вадим Долгополов подал в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск к Елене Шевченко о взыскании 574,6 млн руб. своих убытков (упущенной выгоды) в виде неполученной прибыли сети кафе-кондитерских, выручка которых снизилась после отказа использовать бренд и прекращения поставок фирменной продукции, а также причинении вреда деловой репутации истца.
Редкий случай в арбитражной практике — в решении суда цитировались посты Елены Шевченко из социальных сетей. В частности, в октябре 2019 года она писала в Facebook (суд признал американскую компанию Meta, которой принадлежит Facebook, экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России): «Будьте бдительны, друзья — вместо фирменной продукции "Север-Метрополь" злодеи могут подсунуть вам аццкий гнилой контрафакт! Увидите у входа в кондитерскую фамилию на букву "Д" — плюньте на крыльцо, развернитесь и уйдите» (орфография сохранена). В итоге, взыскать полмиллиарда рублей с Елены Шевченко Вадиму Долгобородову не удалось, его иски были отклонены при рассмотрении дела всеми тремя инстанциями арбитража, в том числе и Судом по интеллектуальным правам. «Суды не нашли оснований возложения на Елену Шевченко ответственности за возможное снижение выручки», — отметил Игорь Шаденков.
Параллельно Вадим Долгобородов пытался оспорить в арбитраже решение комиссии петербургской УФАС о признании его деятельности, связанной с незаконным использованием товарных знаков группы «Север-Метрополь», осуществляемой с нарушениями федерального законодательства о конкуренции. «Это судебное разбирательство также длилось более года и прошло три инстанции — суды своими решениями поддержали выводы УФАС по Санкт-Петербургу о противоправности действий Долгобородова В.Г. и фактическом причинении им ущерба добросовестным участникам франчайзинговой сети кондитерских "Север-Метрополь"», — добавил юрист.
Несладкая жизнь владельцев питерского "Севера"
Поставлена точка в многолетних спорах об использовании бренда знаменитой кондитерской на Невском проспекте.