Как стало известно "Ъ", Тверской суд Москвы отказал в прекращении уголовного преследования экс-сенатора от Белгородской области Сергея Попельнюхова, обвиняемого в хищении более 1 млрд руб. при строительстве завода по производству автоматов Калашникова в Венесуэле. Следствие считает, что господин Попельнюхов не собирался доводить строительство до конца, а полученные средства рассредоточил по счетам своих компаний. Сам обвиняемый утверждает, что пробуксовки в строительстве были вызваны невыполнением обязательств со стороны венесуэльцев. "Ъ" продолжает разбираться (см. номер от 4 июня 2015 года), почему заглох крупный проект по российско-венесуэльскому военному сотрудничеству.
Сергей Попельнюхов в понедельник вошел в 17-й зал Тверского суда под конвоем и стал искать глазами жену. Спортивная куртка и джинсы явно велики ему как минимум на три размера. "Я похудел",— весело сообщил он супруге, пока конвой заводил его в судебный "стакан". Господина Попельнюхова возят в Тверской суд из СИЗО N5 "Водник" на Водном стадионе с 14 мая этого года, когда впервые был санкционирован его арест. С тех пор предприниматель не раз безуспешно пытался обжаловать меру пресечения, а теперь намерен добиваться прекращения уголовного дела против себя. Господину Попельнюхову инкриминируется ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) УК РФ. Как сообщал "Ъ" 4 июня, вкратце фабула уголовного дела звучит следующим образом. В 2006 году Сергей Попельнюхов выиграл тендер "Рособоронэкспорта" (спецэкспортер российских вооружений.— "Ъ") на постройку завода по производству автоматов Калашникова, но в итоге ничего не построил, а полученные деньги рассредоточил по счетам своих фирм (по базе данных "Спарк", их у предпринимателя не меньше двух десятков) и похитил. Сам господин Попельнюхов вины не признает.
Договор на миллиард
Договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией Венесуэла подписала в 2001 году. В 2005 году страны подписали соглашение о поставке венесуэльским вооруженным силам 100 тыс. автоматов Калашникова последней модификации АК-103 на сумму $54 млн. Вдобавок Россия отправила в Венесуэлу 2 тыс. учебных пособий и запчасти к оружию. В мае 2006 года президент Венесуэлы Уго Чавес заявил: "Русские построят завод по производству "калашниковых" и фабрику, где будут производиться боеприпасы. Поэтому мы сможем защитить каждую улицу, каждый холм, каждый угол". Представители "Рособоронэкспорта" тогда даже не стали комментировать эти высказывания. Тем не менее спустя месяц "Рособоронэкспорт" и Министерство обороны Боливарианской республики Венесуэла подписали договор о постройке завода по производству автоматов Калашникова на сумму около 1,1 млрд руб.
Строитель и сенатор
Как говорится в материалах уголовного дела Сергея Попельнюхова, он заранее знал о том, что Россия готовится заключить подобный контракт с Венесуэлой, и поэтому подал заявку на участие в тендерах. Возможно, выпускнику юрфака МГУ, который потом занялся строительным бизнесом, помогли годы, проведенные в кресле сенатора от Белгородской области. Эту должность он занимал с 2003 по 2005 год и, как сообщали СМИ, активно лоббировал интересы бизнеса в комитете по экономической политике, предпринимательству и собственности. При этом источники "Ъ" в оборонной отрасли утверждают, что допуск к стройке в Венесуэле господин Попельнюхов получил благодаря знакомствам среди высшего руководства "Рособоронэкспорта". Так или иначе, тендер принадлежащая господину Попельнюхову компания "Стройинвестинжиниринг СУ-848" в апреле 2006 года выиграла. В материалах дела так и говорится: "Неустановленные лица с использованием своего служебного положения оказали содействие Попельнюхову С. Н. в заключении договоров комиссии".
"Мы писали письма во все инстанции"
Но что-то пошло не так с самого начала. Сергей Попельнюхов, стоя в клетке в 17-м зале Тверского суда, рассказывал судье, что приступить к работе не получалось из-за промедления венесуэльской стороны. "Мы писали письма во все инстанции, пытались достучаться и до наших военных чиновников, и до венесуэльских. В итоге лицензия на строительство нам была дана только в 2010 году, после чего мы тут же приступили к работе",— оживляется экс-сенатор, потрясая бумагами и справками. По его словам, к концу 2012 года было готово 70% проекта. "Но у нас стали кончаться деньги. Это понятно: кризис, проблемы, но это нормальная ситуация для любых гражданско-правовых отношений, тут нет коррупции",— говорил он. По словам господина Попельнюхова, 5%, положенные "Рособоронэкспорту" как посреднику, были выплачены, о чем имеются справки, а говорить о хищении государственных средств вовсе не приходится. "Официальный заказчик — венесуэльская фирма, средства все — коммерческие, все отчеты о потраченных деньгах у нас есть",— возмущался экс-сенатор, пока его адвокат Владимир Аверин разворачивал перед судом два длинных рулона с аэрофотосъемкой долины, в которой расположились сине-белые заводские ангары. "Видите? — обращался Сергей Попельнюхов к судье.— Это и есть те самые 70% работы, оставалось только установить станки".
Странные сбои
Первые официальные признания о том, что со строительством завода в Венесуэле что-то не так, стали звучать в декабре 2014 года. "Предстоит смена генподрядчика, а сроки завершения строительства завода переносятся на конец 2015 года",— заявил после встречи с министром иностранных дел Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом вице-премьер Дмитрий Рогозин, ответственный за военно-промышленный комплекс. Он также добавил, что в строительстве завода по лицензионной сборке автоматов Калашникова "произошли странные сбои". В сентябре того же года в похожем ключе выступали и представители НПО "Ижмаш", на котором производятся автоматы Калашникова. "В ходе реализации проекта возник ряд трудностей технического характера, которые сейчас решаются",— говорили в пресс-службе предприятия.
Несмотря на то что на ситуацию обратил внимание вице-премьер, ничто не предвещало беды для Сергея Попельнюхова и в начале 2015 года. В распоряжении "Ъ" имеются документы рабочего совещания руководства "Рособоронэкспорта" "по вопросам возобновления и завершения строительства объектов" 9 февраля 2015 года. В нем говорится, что для стройки действительно ведутся поиски нового генподрядчика, но "Стройинжиниринг СУ-848" продолжит "выполнять незначительный объем работ". При этом в конце заседания один из высокопоставленных руководителей "Рособоронэкспорта" объявил собравшимся, что претензий к господину Попельнюхову не имеется, поскольку речь действительно идет о проволочках венесуэльской стороны. По данным "Ъ", к моменту, когда состоялось совещание, сотрудники ФСБ уже не первый месяц вели оперативную разработку бывшего сенатора, а спустя три месяца задержали его.
К генподрядчику и выше
При упоминании завода по производству автоматов Калашникова в Венесуэле собеседники "Ъ" в "Ростехе", который с 2007 года курирует проект, тяжело вздыхают. "Скажем так, это очень больная тема",— говорят они на условиях анонимности. Официально в "Ростехе" претензии к господину Попельнюхову не комментируют. "В результате конкурентных процедур был выбран новый генподрядчик. В конце 2015 года будут завершены все подготовительные мероприятия. Согласно предварительному анализу, к концу 2016 года начнется полномасштабное строительство",— говорят в пресс-службе корпорации.
При этом адвокат господина Попельнюхова Владимир Аверин утверждает, что строчка о неустановленных лицах, использовавших свое служебное положение при определении победителя в конкурсе на венесуэльскую стройку, появилась не случайно. "От моего подзащитного до сих пор требуют дать показания на Игоря Севастьянова (замгендиректора "Рособоронэкспорта", курирует поставки стрелкового вооружения.— "Ъ"), но тот отказывается оговаривать его",— утверждает адвокат.
"Я не понимаю, почему против меня возбуждено уголовное дело, оно незаконно и фактически основано на рапорте оперативного сотрудника ФСБ, который не привел никаких доказательств",— возмущался в понедельник в клетке Тверского суда бывший сенатор. По его словам, в деле нет потерпевших, а значит, и претензий к нему, как к исполнителю, быть не может. Тем не менее Тверской суд признал возбуждение против Сергея Попельнюхова уголовного дела законным, а расследование в его отношении продолжится минимум до апреля 2016 года.
Невыпущенная очередь
Как Россия не построила в Венесуэле завод по производству автоматов Калашникова.