В преддверии Нового года активизировался корпоративный конфликт между акционерами интернет-ритейлера «Юлмарт». Совет директоров головной компании «Юлмарта» - Ulmart Holding Limited (UHL) одобрил назначение управляющей компании. В качестве антикризисного управляющего была выбрана Alvarez&Marsal. О том, что у онлайн-ритейлера появился управленец, заявил миноритарный акционер «Юлмарта» - компания Donna Union Foundation Михаила Васинкевича, которой принадлежит 38,5% акций ритейлера.
Несмотря на то, что Васинкевич ссылается на решение совета директоров, основные владельцы «Юлмарта» - скандально известные бизнесмена Дмитрий Костыгин и Август Мейер - заявляют, что никакого собрания совета директоров не было, а действия Васинкевича называют «рейдерством». Совместно Мейер и Костыгин владеют 61% акций компании.
«Не знаю, что за обострение случилось у господина Васинкевича накануне Нового года. Никаких уведомлений о созыве совета директоров ни я, ни Август Мейер не получали. Это какое-то проявление инфантилизма в рейдерской практике», - заявил господин Костыгин.
Причем ввести управляющую компанию господин Васинкевич пытается на выгодных для себя условиях. В ноябре этого года Donna Union Foundation Васинкевича уже предлагала Alvarez&Marsal в качестве управляющего, но договор не предполагал ответственности управленца за последствия своих действий, так как компания должна была оказывать исключительно консультационные услуги руководству интернет-гиганта.
Костыгин и Мейер предлагали своего кандидата на роль управленца - «Юлмарт Девелопмент», специализирующуюся на строительстве.
Эксперты считают, что банкротство выгодно обеим сторонам конфликта как этап по перехвату контроля над онлайн-ритейлером. Вопрос лишь с том, кто успеет первым.
«Юлмарт» под наблюдением
Также стало известно, что банкротства «Юлмарта» намерен потребовать банк «Уралсиб».
««Уралсиб» намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) НАО «Юлмарт», ООО «Юлмарт девелопмент», ООО «Юлмарт региональная сбытовая компания» и ООО «Юлмарт продуктово-закупочная компания»», - такое заявление распространил банк.
Банку интернет-гигант задолжал 765 млн рублей.
Кроме того, в операционной компании «Юлмарт РСК» в декабре была введена процедура наблюдения. Такое решение принял петербургский Арбитраж в рамках иска компании «Балтийская электронная площадка»
Арбитражная инстанция включила долг интернет-ритейлера в размере 50 млн рублей перед «Балтийской электронной площадкой» в реестр требований кредиторов.
Арбитраж в настоящее время также разбирает еще два иска о банкротстве структур интернет-ритейлера. Иски были поданы о признании несостоятельными компаний «Юлмарт девелопмент» и НАО «Юлмарт». В качестве истцов выступают все та же БЭП и Олег Морозов.
Морозов и БЭП, как считают знакомые с ситуацией, действуют в интересах Мейера и Костыгина, так как весной текущего года Дмитрий Костыгин переуступил Морозову права требования с «Юлмарта» долга в размере 240 млн рублей.
Кстати, тот же самый Костыгин в свое время передал долг и «балтийской электронной площадке».
Напомним, осенью текущего года вернуть кредит от «Юлмарта» потребовал «Газпромбанк». Поручителем по кредиту, в том числе, выступал и Михаил Васинкевич, но задолженность Дмитрий Костыгин погасил за счет собственных средств. после этого бизнесмен в судебном порядке потребовал от Васинкевича возместить убытки и добился по крайней мере, промежуточного успеха.
Петербургский суд в рамках иска Костыгина к Васинкевичу наложил арест на имущество ответчика, общая сумма арестованных активов составила 555 млн рублей.
Патологический должник
Применяемый Костыгиным и Мейером способ «выдавливания» Васинкевича из компании понятен - «подкопить» требований кредиторов. Михаил Васинкевич кругом должен, поэтому, скорее всего, расстанется со своей долей в «Юлмарте» в случае, если его «припрут» к стенке долговые обязательства.
Отметим, что доход в настоящее время Михаилу Васинкевичу приносит только его акционерное участие в сети спортклубов «Спортлайф». Все остальные бизнес-проекты миноритария «Юлмарта» уже потерпели фиаско.
Например, группа компаний «Петросоюз», занимавшаяся производством майонеза «Моя семья», попала под контроль корпорации Heinz. Обанкротились компании «Родос-М» и компания «Космик». Полным провалом закончилась и история с торговлей подержанными грузовыми автомобилями. Аналогичная участь ждала и проект Васинкевича, связанный с поставкой зерновых культур в Иран.
Кроме того, общий долг господина Васинкевича, как поговаривают знакомые с ситуацией, превышает 20 млн долларов, тому же партнеру бизнесмена по «Спортлайфу» бизнесмен должен около 12 млн долларов.
Однако у господина Васинкевича все еще есть «туз в рукаве».
Напомним, основные акционеры «Юлмарта» Костыгин и Мейер осенью отозвали своих представителей в совете директоров «интернет-ритейлера, таким образом парализовав работу главного управленческого органа компании.
Чемпионат по рейдерству
Озвученные Дмитрием Костыгиным обвинения в рейдерстве в адрес Васинкевича можно применить и к Августу Мейеру, которого ранее обвиняли в незаконном захвате бизнеса.
Господин Мейер имеет репутацию профессионального рейдера. По крайней мере, именно такими способами ведения бизнеса пользуется совладелец «Юлмарта».
В том числе, предприниматель не стесняется связей с откровенным криминалом. Поговаривают, что Мейер был «клиентом» Мустафы Шидаева и пользовался «услугами» члкенов «Лазанской» ОПГ.
Впрочем, рейдерская репутация сложила и у самого Костыгина. 4 года назад основатель Dream Industries, управлявшей онлайн-сервисами «Теории и практики», Zvooq и Bookmate Алексей Остроухов обвинил Костыгина в рейдерском захвате корпорации. Еще на слуху история с переделом контроля над сетью гипермаркетов «Лента».
В свое время Дмитрий Костыгин не гнушался и рейдерством в отношении небольших компаний. Например, бизнесмен, по слухам, предпринимал попытки присвоить себе петербургскую хлебоперкарню компании «Вега». Пока понятно одно: в войне за контроль над «Юлмартом» у обеих сторон, похоже, не будет перемирия на время новогодних праздников.
Нежданный гость «Юлмарта»
Михаил Васинкевич привел в «Юлмарт» своего антикризисного управленца.