В конце нулевых бренд Kira Plastinina произвел революцию в мире отечественной моды. Выяснилось, что вещи модельера с русским именем могут массово продаваться в сотнях магазинов по всей России. Бутики Kira Plastinina открывались всюду — от самых дорогих улиц Москвы до торговых центров в глубокой провинции. За бурным развитием бренда стояли деньги бизнесмена Сергея Пластинина, дочь которого Кира стала лицом компании. Спустя несколько лет проект, казавшийся новой российской фэшн-империей, оказался на грани разорения.
Компания, представляющая бренд модельера Киры Пластининой, за полтора года получила 103 иска от владельцев торговых центров по всей России. Общая сумма исков составляет 286 миллионов рублей, сообщает база данных СПАРК. Большую часть исков рассматривает Московский арбитражный суд, который вынес уже 99 решений, согласно которым ООО «Кира Пластинина Стиль» обязано выплатить порядка 96 миллионов рублей владельцам торговых площадей по всей стране.
Основная часть исков, согласно картотеке арбитражного суда, связана с систематической невыплатой ООО «КП Стиль» арендной платы. Часть взысканий исчисляется в долларах и евро, так как компания рассчитывала сумму арендной платы в зарубежной валюте. Самым крупным по сумме долга является иск к «КП Стиль» от ООО «ФЕРСТ» (компания представляет в суде интересы ТРК «Весна» в Алтуфьево), которому компания задолжала более 20 млн рублей. Сейчас это дело находится в стадии рассмотрения. В среднем сумма долга ритейлера перед владельцами ТЦ составляет от 1 до 4 млн рублей.
Модно, но убыточно
За всю девятилетнюю историю существования бренда Kira Plastinina, который был основан в 2007 Кирой Пластининой, дочерью одного из основателей «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина, компания не сталкивалась с таким потоком исковых заявлений. С 2009 по 2014 год «КП Стиль» выступал ответчиком в арбитражном суде всего трижды.
Если верить открытым данным, со дня своего основания компания по пошиву модной одежды никогда не была прибыльной. Рекордным по убыткам стал 2014 год, когда «КП Стиль» показала результат в минус 956 миллионов рублей. Однако руководству компании удалось за один год оптимизировать результаты, и в 2015 году убытки бренда составили уже 392 млн рублей.
Добиться этого удалось за счет резкого сокращения количества бутиков, продающих одежду Киры Пластининой. В 2014 году торговая марка была представлена более чем в 280 точках (в сети их называют «студии стиля») в 82 городах, в том числе в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и Украине. Теперь, по словам экс-директора одного из магазинов на Урале, в сети осталось всего 38 «студий стиля». Впрочем, если верить данным официального сайта «Кира Пластинина», на территории России представлено порядка 80 бутиков. Закрытие неэффективных «студий стиля» представители «КП Стиль» в официальной группе в социальной сети «В Контакте» называют «оптимизацией затрат».
Закрытие торговых точек – процесс закономерный. Как рассказала Znak.com главный специалист Fashion Consulting Group по технологиям ритейла Наталья Чиненова, «доля среднего сегмента рынка одежды продолжает сокращаться, так как он является самым неустойчивым». Ведь представители среднего класса, которые являются основными покупателями одежды этого сегмента, в 2015 году потеряли порядка 40% доходов в долларовом эквиваленте.
Компания разделилась
С конца 2015 года руководство компании пришло к решению передать большую часть оставшихся розничных точек в управление франчайзинговым партнерам, рассказал Znak.com источник, близкий к «КП Стиль». По его словам, основной частью рентабельных магазинов бренда теперь управляет ООО «БЕТАТОРГ». Однако связаться с генеральным директором «БЕТАТОРГа» Апетом Вардикяном и уточнить, какое именно количество магазинов Пластининой теперь находится под управлением его компании, на момент выхода публикации не удалось. Телефон компании либо не отвечает, либо при переключении на «сотрудника, который может помочь», связь прерывается.
Некогда большая компания «Кира Пластинина Стиль» теперь представляет собой сеть франчайзинговых компаний с тем же коммерческим названием «Кира Пластинина», которые, согласно лицензионным соглашениям, будут платить головной компании процент от товарооборота. Головной организацией компании, сохранившей контроль за частью магазинов, останется ООО «КП Стиль». Владельцем «КП Стиль», говорится в СПАРКе, является кипрский офшор TALY ENTERPRISES LIMITED. По данным РБК, данный офшор принадлежит компании HAUSER HOLDINGS LIMITED, бенефициаром которой является отец основательницы бренда Сергей Пластинин.
Наталья Чиненова уверена, что франчайзинг в случае «Киры Пластининой» — «понятный и логичный ход», ведь нет ничего хуже, чем уход компании из того или иного региона, это портит имидж бренда. Специалист Fashion Consulting Group считает, что при грамотной реализации франчайзинговой модели и рост компании.
Голландский опыт
Масштабные изменения в политике бренда источник Znak.com в «Кире Пластининой» связывает с приходом в бизнес осенью 2014 года нового генерального директора. Им стал ритейл-менеджер с миром именем голландец Ян Хеере. Он на протяжении десяти лет работал в холдинге INDEXIT в должности генерального директора «Индексит Россия». Также господин Хеере сотрудничал с торговой маркой Marks & Spencer, где он являлся директором по международному развитию сети. «Приход Яна Хеере в компанию сопровождался большой презентацией, никогда еще мы не встречали нового гендиректора с такими почестями», — вспоминает экс-директор одного из бутиков Киры Пластининой.
С приходом в бизнес Хеере компания должна была выйти на азиатский рынок. В частности, по словам источника Znak.com, новый гендиректор обещал раскрутить розничную сеть в Казахстане и Индии. Однако в течение года «Кира Пластинина» не только не вышла на азиатский рынок, но и начала резко сокращать количество бутиков в России. По данным СПАРКа, в конце 2015 года рентабельность активов ООО «КП стиль» стала составлять 38%, тогда как в 2014 году этот показатель находился на уровне 30%. Выручка от продаж за тот же временной интервал снизилась на 297 млн рублей.
Как рассказал нашему интернет-изданию экс-директор одного из бутиков бренда, после прихода Хеере в компании изменились принципы оплаты труда, что привело к снижению доходов многих руководителей. Исчезла реклама, и это сказалось на продажах.
Ян Хеере пришел в бизнес Пластинина не один. Вместе с ним в компании появился новый финансовый директор. Им стал 25-летний Тимур Макоев. «Целый год мы получали от Яна Хеере письма, в которых говорилось, что у компании трудные времена, но кризис скоро кончится. Таким же по содержанию было и последнее письмо Хеере», — рассказал собеседник Znak.com. Последнее письмо от Яна Хеере сотрудники всех бутиков получили в сентябре 2015 года. А затем руководство компании официально объявило о том, что должность гендиректора заняла Ольга Уфимкина, которая, по данным СПАРКа, является одним из учредителей «Благотворительного фонда Марии Магдалины» наряду с Сергеем Пластининым. Однако вскоре на этой должности Уфимкину сменила Кира Никитина, работавшая ранее в «КП стиль» на должности гендиректора оптового подразделения. Но и Никитина на своем посту долго не задержалась. В настоящее время генеральным директором компании стал Игорь Мухачев. По словам источника Znak.com в компании, Мухачев и Пластинин – давние друзья.
Уйдя из бизнеса Пластинина, Ян Хеере стал заниматься ритейлом на отечественный рынок итальянской косметики марки «KIKO». К слову, руководителем и совладельцем компании «KIKO Rus», если верить данным СПАРКа, является экс-финдиректор «КП Стиль» Тимур Макоев.
Возмущенные покупательницы
Сейчас компания переживает не только волну исков и закрытие бутиков. Судя по всему, есть проблемы у интернет-магазина «Киры Пластининой». Так, подписчицы официальной одноименной группы в соцсети «ВКонтакте» в голос обвиняют «Киру Пластинину» в «мошенничестве». Претензии девушек по большей части сконцентрированы на том, что поклонницы бренда месяцами не могут получить деньги за возврат товара. «Ни денег, ни товара», «Беспредел какой-то!». Девушки советуют друг другу не сталкиваться с возвратом, потому что «деньги все равно не вернут». Некоторые даже написали жалобы в Роспотребнадзор, кто-то из поклонниц бренда готов пойти в суд. «Я обращусь в суд! Что вы из людей дураков делаете?» — написала в комментариях официальной группы «КП» разгневанная Ольга Набиева.
Сама Кира Пластинина, основательница одноименного бренда, по данным СПАРК, юридически не имеет к нему отношения. Девушка не является ни учредителем, ни директором, ни владельцем компании. Самой Кире было всего 15 лет, когда она создала свою первую коллекцию для бренда. Все девять лет именно она занимается разработкой концепции всех бутиков и линий одежды. Пластинина ранее активно продвигала и рекламировала свой бренд посредством Instagram, однако последний снимок юного дизайнера, связанный с брендом Пластининой, был сделан еще 11 месяцев назад.
Znak.com на протяжении трех дней пытался связаться с представителями «КП стиль», в частности, с генеральным директором компании Игорем Мухачевым. Сделать этого не удалось: все указанные в общедоступных источниках телефоны оказались недоступными. Не получилось пообщаться и с Сергеем Пластининым, который сегодня работает в «РАО ЭС Востока», дочке «Русгидро». В пресс-службе энергокомпании отказались дать его контакты. Телефон Евгении Петровой, пресс-секретаря Киры Пластининой, к сожалению, находится вне зоны доступа.
«Ни денег, ни товара»
Kira Plastinina: что стало с модным брендом дочери олигарха.