Росавиация зимой – весной этого года начала требовать от российских авиакомпаний сертифицировать в России изменения в конструкции иностранных самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, в основном на Бермудских островах. Об этом рассказали «Ведомостям» два близких к Минтрансу человека и сотрудники пяти авиакомпаний. Такие изменения перевозчики вносят «под себя» в бывшие в употреблении лайнеры, которые берутся в лизинг на вторичном рынке. Чаще всего происходит перекомпоновка салона, например уменьшается количество мест в бизнес-классе и увеличивается вместимость эконом-класса, сокращается количество кухонь, может измениться количество радиостанций.
Согласно приложению 83-bis к Чикагской конвенции (Россия к ней присоединилась), такие изменения сертифицирует и отвечает за летную годность лайнера страна его регистрации, т. е. Бермуды или, реже, Ирландия, продолжают собеседники «Ведомостей». На такие изменения страна регистрации выдает самолету дополнительный сертификат типа. Но Росавиация, которая с 2015 г. получила от правительства полномочия по сертификации, в этом году стала требовать, чтобы изменения были сертифицированы в России. Из-за отсутствия российских допсертификатов ведомство уже запретило полеты 10 иностранных самолетов российских авиакомпаний, говорят собеседники, близкие к Минтрансу.
Все собеседники «Ведомостей» утверждают, что Росавиация выдвинула такие требования после проверки Генпрокуратуры. Надзорное ведомство считает, что Чикагская конвенция здесь не действует и за летную годность этих судов и безопасность сделанных изменений должна отвечать именно Росавиация, сказал топ-менеджер российской авиакомпании, знающий этот аргумент от чиновников. По данным Генпрокуратуры, изменения внесены примерно в 400 иностранных судов российских авиакомпаний, говорят три собеседника «Ведомостей». Всего у них более 600 средне- или дальнемагистральных лайнеров зарубежного производства.
По идее, надо или останавливать все эти самолеты, или признать, что требование Генпрокуратуры и Росавиации избыточно, – а сейчас получается, что «кошмарят» отдельные авиакомпании, возмущен собеседник в одной из авиакомпаний.
Представитель Генпрокуратуры в течение нескольких дней не ответил на запрос «Ведомостей». «Требования основаны на нормах Воздушного кодекса, согласно которому иностранные суда проходят сертификацию и должны получать дополнительные сертификаты на изменения», – говорит представитель Росавиации. Чикагская конвенция, как международное соглашение, имеет приоритет над национальным законом. И по ней изменения в конструкцию сертифицирует страна регистрации, сказал близкий к Минтрансу человек. Росавиация же отвечает только за суда в российском реестре – это часть лайнеров отечественного производства SSJ100 и советские Ту-154 и Ту-204/214.
Из-за требований Росавиации встали четыре самолета авиакомпании Nordwind, лайнер Azur Air, в зоне риска три Boeing 777 перевозчика Royal Flight, знают собеседники в четырех авиакомпаниях. Это авиакомпании, аффилированные с турецкими туроператорами. Наиболее значительным перекомпоновкам подвергаются как раз возрастные дальнемагистральные лайнеры, которые и используют чартерные авиакомпании, вздыхает топ-менеджер одной из них.
Представители всех трех авиакомпаний отказались от комментариев.
Azur Air сумела решить вопрос и ее лайнер летает, уверяет собеседник в компании. Royal Flight только ожидает прихода трех Boeing 777, которые раньше эксплуатировала Emirates. Сейчас они как раз в Гонконге проходят перекомпоновку, говорит собеседник в Royal Flight. Но авиавласти требуют доказательств, что изменения лайнеров, сделанные еще под Emirates, были проведены с согласия Boeing и сертифицированными компаниями. На это может уйти до полугода, но Росавиация идет навстречу – ведомство обещало допустить лайнеры к полетам, пока оформляются российские сертификаты, говорит собеседник в авиакомпании.
Несколько судов на приколе в разгар сезона – серьезная проблема даже для крупной авиакомпании, признает сотрудник Nordwind.
Nordwind, Azur Air и другие: Генпрокуратура и Росавиация зашли авиакомпаниям в хвост
Росавиация зимой – весной этого года начала требовать от российских авиакомпаний сертифицировать в России изменения в конструкции иностранных самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, в основном на Бермудских островах.