В понедельник 30 сентября канадская Teekay сообщила, что новые американских санкции могут быть косвенно распространены на шесть танкеров класса Arc7, заказанных для завода «Ямал СПГ».
Прямого отношения ни к «Ямалу СПГ», ни к «Новатэку», ни к самим канадцам санкции не имеют – 25 сентября американский минфин расширял список лиц и компаний, внесенных в список SDN (specially designated nationals, черный список). Эти лица и компании подозреваются в торговых операциях с иранской нефтью, и в список попала китайская COSCO Shipping Tanker (Dalian) Co, которой принадлежит 50% в China LNG Shipping (Holdings) Limited (CLNG). CLNG же – партнер Teekay в совместном предприятии (в равных долях), которое в 2014 г. заказало шесть танкеров ледового класса Arc7 для работы с «Ямал СПГ».
«В соответствии с правилами OFAC (подразделение минфина США, отвечает, в частности, за санкции) совместное предприятие также в настоящее время считается «заблокированным лицом», – говорится в сообщении Teekay. Компания активно работает с CLNG, чтобы оперативно решить эту проблему, подчеркивается в ее сообщении.
«Новатэк» заверил покупателей газа, что у «Ямала СПГ» есть необходимые возможности, чтобы обеспечить контрактные поставки в срок. Четыре из шести танкеров класса Arc7 китайско-канадского СП уже работают с «Ямалом СПГ», эти перевозки не имеют отношения к наложенным на акционеров CLNG санкциям, подчеркивает российская компания.
«Ямал СПГ» – первый в Арктике крупнотоннажный завод сжиженного природного газа, «Новатэк» развернул производство на базе месторождений полуострова. Партнеры российской компании – французская Total (20%), китайские CNPC (20%) и Silk Road Fund (9,9%). Завод оценивается в $27 млрд, производительность трех работающих – около 18 млн т СПГ в год. В 2014 г. на южнокорейской верфи DSME для завода заказано 15 танкеров повышенного ледового класса более чем за $5 млрд.
Кроме шести танкеров Teekay, под санкции по признаку партнерства с китайской компанией теоретически могут попасть и газовозы «Ямала СПГ», принадлежащие греческой Dynagas. Греки заказали у DSME пять танкеров для российского завода и привлекли к участию CLNG и Sinotrans Shipping Ltd. (по 25,5%). Контроля у CLNG в СП нет, но это не гарантирует СП от наложения санкций. «Надо учитывать, что санкции – в первую очередь сфера политических интересов. Соответственно, не будет иметь юридического значения, какое именно участие, контролирующие или нет», –предупреждает партнёр юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.
Разъяснений от OFAC пока нет, и сложно сказать, испугаются ли третьи страны вторичных санкций США и на какие страны распространяется американская юрисдикция, рассуждает генеральный директор УК «Спутник» Александр Лосев, но очевидно, что у заблокированных лиц могут возникнуть проблемы с расчетами в долларах за фрахт, страховку и обслуживание в порту.
Случай с канадско-китайским СП показывает, что санкционные войны могут иметь самые неожиданные последствия – их могут ощутить на себе компании, никак не связанные с предметом санкций, рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Неясно, сможет ли «Новатэк» продолжать пользоваться танкерами, пока стороны будут пытаться разрешить ситуацию, или возможна некоторая заминка, но «Новатэк» в любом случае будет пытаться сделать все, чтобы не допустить срыва поставок», – уверен Маринченко.
Санкции вступают в силу тогда, когда операции проходят в долларах, говорит партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: тут речь идет о проектах России и Китая, и скорее всего, стороны везде, где возможно, позаботились о дедолларизации, чтобы устранить этот риск. Конечно, санкции доставят неприятности и добавят работы юристам, но на деятельность копании влияния не окажут, уверен эксперт. «В долгосрочной перспективе важно то, что американские санкции чувствительны для Китая, несмотря на всю его экономическую мощь. И если речь дойдет до реальных переговоров с американской стороной, в отсутствии других альтернатив китайцы с легкостью «скинут» проект «Новатэка», – предупреждает Панин.
США активно применяет санкции в отношении не только судовладельцев и фрахтователей, но и самих морских судов, говорит директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. «Сейчас таких кораблей, в основном именно танкеров, под российским, северокорейским, кубинским и иранскими флагами насчитывается десятки. Судно, против которого введены санкции, лишены возможности заходить в международные порты, их просто не принимают, и снять такие с санкции с судна если не невозможно, то предельно сложно, что обесценивает крайне дорогостоящий актив», – объясняет Пахомов. Едва ли не единственным выход для компаний – добиваться снятия санкций, доказывать непричастность к транспортировке иранской нефти, говорит эксперт. «Пока ограничения сняты не будут, подсанкционный флот можно использовать для перевалки груза борт в борт или для транспортировки между портами стран, которые американские санкции не признают. Хотя и это не гарантирует, что они будут обслужены», – сетует Пахомов.
«Ямал СПГ» был запущен с опережением срока на год, а танкеры Arc7 строились по изначальному графику, так что у «Новатэка» уже есть опыт работы в условиях ограниченного количества газовозов повышенного ледового класса. Для вывоза СПГ из порта Сабетта (ворота для ямальского СПГ) в сторону Мурманска и далее Западной Европы регулярно и вполне успешно используются суда класса Arc4. «Но действующие правила мореплавания по Северному морскому пути на проход таких судов в восточном направлении накладывают серьезные ограничения. В условиях средней или тяжелой ледовой обстановки – около пяти месяцев в году – Arc4 направлять напрямую в Китай нельзя будет даже с ледокольным сопровождением», – объясняет эксперт, знакомый с особенностями судоходства в северных широтах. Но нельзя исключать, что эти нормы могут быть пересмотрены или скорректированы при необходимости, думает он.
Кроме увеличения расходов на ледокольное сопровождение танкеров Arc4 (танкеры Arc7 при легкой ледовой обстановке в нем не нуждаются. – «Ведомости»), ограничения в доступе к флоту Arc7 несут в себе угрозу планам «Новатэка» загрузить перевалочный СПГ-терминал, который будет построен на Камчатке более чем за 100 млрд руб.: его пропускная способность составит более 21 млн т СПГ в год.
Кроме того, рост навигации в восточном направлении – одна из составляющих программы развития Северного морского пути, грузовая база которого по указу президента России Владимира Путина уже в 2024 г. должна достичь 80 млн т. Внушительную часть этих грузов должна составить продукция СПГ-заводов «Новатэка».
«Новатэк» пырнули санкциями с тыла
В понедельник 30 сентября канадская Teekay сообщила, что новые американских санкции могут быть косвенно распространены на шесть танкеров класса Arc7, заказанных для завода «Ямал СПГ».