Группа теневых банкиров из Санкт-Петербурга, чье дело на днях завершилось вынесением условного приговора, за три года успела незаконно обналичить почти 22 миллиарда рублей. Возместили (признав вину) 295 миллионов, и получили условные сроки. Как полагают журналисты, причина столь мягкого приговора в том, что обнальщики «сдали» Следственному комитету своего высокопоставленного соучастника – прокурора Ленинградской области Станислава Иванова, не так давно ушедшего в отставку и умершего в 2017 году. Предположительно – именно в связи с расследованием этого дела. Как пишет «Коммерсант», в Следкоме были уверены, что благодарность от теневых обнальщиков Станислав Иванов получал деньгами, машинами и путевками.
Дело по ст. 172 («незаконная банковская деятельность») и ч.4 ст. 159 («мошенничество в особо крупном размере») возбудили летом 2016 года. Основными его фигурантами стали глава совета директоров АО «Управляющая компания по управлению отходами в Ленобласти» Алексей Варичев и обладающий гражданством США предприниматель Семен Кузьмин.
Партнеры действовали по классическому сценарию: клиенты, желавшие получить наличные средства, перечисляли деньги на счета специально открытых фирм-однодневок, далее следовало перечисление в качестве оплаты по фиктивным договорам – также на подставные компании, и наконец, деньги поступали на банковские карточки подставных лиц и обналичивались через обыкновенные банкоматы. Это то, что попадает под ст. 172 УК РФ. Правда, иногда «банкиры» обналичку проводили, но деньги клиентам не выдавали – и это уже квалифицируется как мошенничество.
Махинации Кузьмин и Варичев проворачивали не вдвоем: всего, как считает следствие, в преступную группу входили 10 человек. С 2013 по 2016 год через их заботливые руки прошло свыше 21,5 миллиарда рублей, в том числе 295 миллионов рублей «прибыли».
Надеясь на смягчение приговора, Алексей Варичев и Семен Кузьмин охотно делились со следствием подробностями своих махинаций. Как полагают СМИ, именно эти показания легли в основу уголовного дела, которое осенью 2016 года Следственный комитет возбудил в отношении прокурора Ленинградской области Станислава Иванова. Последовало обвинение по ч.6 ст. 290 («получение взятки»), скандал и отставка. По мнению следователей, «благодарность», переданная прокурору от теневиков, составила в общей сложности 20 миллионов рублей – «за общее покровительство и попустительство по службе».
Деньги передавали ежемесячными траншами, от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, а также натурой – автомобилем «Тойота Камри», оплатой паркоместа, путевками за рубеж. В ответ прокурор обеспечивал структурам обнальщиков безопасное существование и отсутствие проблем при проверках прокуратуры и иных госорганов.
Расследование было прекращено в связи со смертью областного прокурора летом 2016 года. Однако осталось уголовное дело о незаконном обналичивании, его и рассмотрел в особом порядке Дзержинский суд Санкт-Петербурга. Все десять фигурантов были признаны виновными, однако в связи с особым порядком рассмотрения получили условное наказание.
Строже всех судья Лариса Бражникова отнеслась к Алексею Варичеву и Семену Кузьмину – они получили по 5 лет условно с таким же испытательным сроком; остальные – от года до четырех. Плюс штрафы на сумму от 30 тысяч до 2 миллионов рублей. И, наконец, фигуранты возместили 295 миллионов рублей причиненного ущерба.
Обнальщики всю вину свалили на мертвого прокурора
Криминальные обнальщики Алексей Варичев и Семен Кузьмин «слили» покойного прокурора Ленинградской области Станислава Иванова.