В этом году украинская франшиза Forbes не стала составлять список самых богатых соотечественников длиной в две сотни человек. Ограничившись только двадцаткой самых больших капиталов.
Общая сумма по сравнению с началом февраля 2022 уменьшилась более чем на $20 млрд – до $22,5 млрд. Причем список претерпел значительные изменения. Пропали те, к кому давно привыкли, появились новые лица, никак не связанные ни с политикой, ни с прежними властями.
Глыба
Впрочем, в первой укр-Forbes строке по-прежнему Ринат Ахметов с состоянием $4,4 млрд, хотя за год он потерял больше всех: его называли «хозяином Донбасса», состояние оценивали в $13,7 млрд. Теперь он лишился металлургической группы «Метинвест» с «Азовсталью» и «Комбинатом имени Ильича» в Мариуполе, потеряв более $9 млрд. Погибли ветроэлектростанции, принадлежащие Ринату Ахметову, часть солнечных электростанций и две ТЭС. Его аграрный холдинг HarvEast лишился 80% земель. За последние месяцы катастрофические потери понес энергохолдинг ДТЭК: трансформаторы, линии электропередачи и электростанции разрушены.
«Команда Зе», как называют президента Украины Владимира Зеленского и подконтрольную ему крупнейшую парламентскую фракцию (партия «Слуга народа») в 2021 году объявили борьбу с олигархами и пообещали усложнить жизнь тем, кого включат в этот «золотой» список. Одним из обязательных признаков олигарха было объявлено владение медиаактивами. Медиа-холдинг Ахметова включал телеканалы «Украина», «Украина-24», «Индиго-ТВ», «Донбасс», «34 телеканал», «НЛО TV», «Футбол-1/2/3», оператора спутникового вещания Xtra-TV, издание «Сегодня» и журнал Vogue.Ua. Он сам добровольно избавился от этих активов, закрыл интернет-издания и передал государству частоты телеканалов. Правительство похвалило его, но оказалось перед фактом: без работы остались шесть тысяч человек: операторов, связистов, журналистов, технических работников.
Разнообразные
Две следующих строки рейтинга Forbs занимают ранее никому не известные Максим Литвин и Алексей Шевченко – у каждого теперь по $2,3 млрд. Это основатели успешного стартапа Grammarly. В 2009 году их сервис, функция которого сводится к проверке английского правописания, привлек $200 млн от трех фондов.
Теперь штаб-квартира созданной украинцами компании находится в Кремниевой долине, а отделения есть в Нью-Йорке, Ванкувере и Киеве. В украинском офисе работают 270 сотрудников из 760. Сервисом проверки английского правописания пользуются сейчас, по данным компании, 30 млн человек в день. За эти годы оценка стоимости Grammarly возросла до $13 млрд.
В первой пятерке украинских богачей – еще Виктор Пинчук и Константин Жеваго. Пинчук – второй муж дочери второго президента Украины Леонида Кучмы Елены, у них две общих дочери. Пинчук не только владелец крупных промышленных активов, но и известный филантроп, основатель благотворительного фонда. Англичане включают его в список ста самых влиятельных людей в искусстве, Елена Пинчук имеет награду от фонда Элтона Джона за весомый вклад в борьбу со СПИДом.
Константин Жеваго – фигура гораздо более мутная, чем его соседи по рейтингу украинского Forbs. Главный его актив – финансово-промышленная группа «Финансы и кредит», вокруг которой клубятся хронические скандалы. Сегодняшнее богатство Жеваго оценивают в $1,4 млрд. А буквально месяц назад выяснилось, что вундеркинд из глубинки (родился в Магаданской области РФ, вырос в Запорожской) до сих пор владел заводом в Крыму – керченским судостроительным заводом «Залив» имени Бутомы, выполняющим военные заказы МО РФ. Глава Крыма Сергей Аксенов спохватился, и призвал к новой его национализации.
На шестой строке рейтинга украинских богачей – чета Александр и Галина Гереги. Фамилия хорошо знакомы всем, кто хоть немного связан со строительным бизнесом. Свое огромное состояние они сколотили на строительных гипермаркетах «Эпицентр», которые сегодня есть практически в каждом большом городе. Им до сих пор принадлежат и симферопольский и севастопольский центр торговли стройматериалами. Это к ним относится актуальное обещание Аксенова: «Зарабатывать враги России в Крыму не будут!».
Банкиры
На седьмой позиции – открытие прошлого года, звезда инновационной экономики Влад Яценко с $1,1 млрд. Молодой миллиардер жил в городе Южный под Одессой. Учился на факультете компьютерных наук в Черноморском национальном университете имени Петра Могилы. Ни одного дня не проработав на территории Украины, уехал в Польшу, трудился в Кракове, получил приглашение от лондонского банка и переехал в столицу Великобритании. Работая в Credit Suisse, предприниматель познакомился с российским финансистом Николаем Сторонским, они вместе запустили финтех-стартап Revolut: реализовали идею мультивалютной карты и банка нового типа. Сервис позволяет переводить деньги за границу и конвертировать валюты без комиссий, брать кредиты, открывать счета компаний, торговать криптовалютами, покупать страховки и тому подобное. Состояние Сторонского в российском списке Forbes оценивается в $7,1 млрд.
Актуальную десятку украинского рейтинга замыкают его старожилы: Вадим Новинский, Геннадий Боголюбов и Сергей Тигипко.
Биография Вадима Новинского весьма замысловата. Вадим Малхасян родился в Новгородской области РФ, получал высшее образование и работал в Петербурге. Гражданином Украины россиянин Малхасян стал в 2012 году, по указу президента Украины Виктора Януковича. Стал настоящим украинцем, Вадим Малхасян взял себе девичью фамилию своей жены – Новинский. Сейчас Вадим Новинский позиционирует себя православным патриотом Украины, но сложил полномочия депутата Верховной рады.
Боголюбов – многолетний компаньон Игоря Коломойского, соучредитель и совладелец группы «Приват», остался в рейтинге на том же десятом месте, причем в прошлом году его состояние оценивали в $1,170 млрд, а теперь – в $2 млрд. Кстати сказать, основателем «Приватбанка» в 1991 году были не Коломойский и Боголюбов, как кажется из сегодняшнего далека, а как раз комсомолец Сергей Тигипко.
Сергей Тигипко даже поднялся на одну позицию, за год почти удвоив капитал – с $870 млн до $1,5 млрд.
Интересно отметить, что, казалось бы, безусловные и непоколебимые обитатели верхней части рейтинга украинских богачей в нее на этот раз не попали: как «австрийский узник» Дмитрий Фирташ (лишившийся крымских химических гигантов «Крымсода» и «Крымский титан»). Игорь Коломойский потерял не только кучу денег, но украинское гражданство. В десятку не попали ни Петр Порошенко, ни Виктор Медведчук. Впрочем, у обоих еще остались и функционируют прибыльные предприятия.
Обнищавшие Фирташ и Коломойский
Как украинские миллиардеры потеряли кучу денег.