Между тем, прошедшая неделя подбросила читателя новые скандалы – не столько коррупционные, сколько корпоративные. Так, из Volkswagen внезапно ушел председатель наблюдательного совета компании Фердинанд Пиех. Его уход наблюдатели связывают с поражением, которое потерпел 77-летний патриарх во внутрикорпоративной борьбе с гендиректором концерна Мартином Винтеркорном.
Напомним, что в Германии наблюдательные советы контролируют работу правления компании и назначают топ-менеджеров. Пришедший в Volkswagen в 1993 году Пиех сумел за 9 лет добиться кардинальных изменений в финансовом состоянии концерна и поменять миллиардные убытки на столь же значительную прибыль.
В последнее время Пиех добивался отставки Винтеркорна, которого критиковал за скромные продажи в США, так и не созданную модель бюджетного автомобиля и простой завода в Чаттануге (Техас), на строительство которого концерн потратил $1 млрд.
А в России неожиданностью стал предстоящий уход со своего поста председателя РФС Николая Толстых. Вопрос о досрочном сложении полномочий Толстых включен в повестку дня конференции РФС, которая пройдет 31 мая.
Главе РФС вменяют в вину то, что Союз под его руководством потерял нескольких коммерческих партнеров, включая «Газпром», и накопил долги в размере 1 млрд рублей.
В 2012 году Толстых сумел занять свой пост благодаря поддержке министра спорта РФ Виталия Мутко. Однако сейчас чиновник открестился от бывшего протеже. «Вопрос об отставке Толстых назрел, поскольку наш футбол не управляется должным образом», - заявил министр.
А вот скандал между российским олигархом Владимиром Потаниным и его экс-супругой Наталией Потаниной, хоть и относится к разряду семейных, однако больше также напоминает корпоративный. Наталия Потанина пытается отсудить у бывшего мужа половину акций ГМК «Норильский никель» и Interros International Investments, владеющей другими активами семьи.
При этом свой пакет акций «Норникеля» Потанина намерена передать в управление государству. «Чтобы наш конфликт не сказался на положении «Норильского никеля», являющегося стратегическим предприятием и одним из крупнейших российских налогоплательщиков и работодателей», - объясняет свое бескорыстие экс-жена самого богатого россиянина по версии Forbes.
Между тем, украинский президент Петр Порошенко может лишиться российского бизнеса не по иску жены, а с подачи СКР. Предприятия холдинга Roshen в Липецкой области арестованы по ходатайству ведомства. Топ-менеджеров компании подозревают в мошенничестве с НДС на сумму около 180 млн рублей, при этом стоимость арестованных активов составляет около 2 млрд рублей. Член совета директоров Липецкой кондитерской фабрики «Рошен» Олег Казаков подчеркивает, что арест имущества на производство не повлиял, однако если будут арестованы счета предприятия, это может парализовать его работу.
Российского же миллиардера Дмитрия Рыболовлева подвела тяга к прекрасному. Аккурат в новогодние праздники отдыхавший на Карибском острове Сен-Бартельми олигарх ненароком выяснил, что продававший ему картины арт-дилер нещадно его обманывал. Так, картина Модильяни «Обнаженная на синей подушке» была продана Рыболовлеву швейцарским дилером Ивом Бувье на 25 млн долларов дороже, чем куплена посредником. Переплата за полотно Марка Ротко находится в диапазоне 40-80 млн. долларов. Завышенными оказались цены и на другие произведения искусства, поставлявшиеся Бувье.
Однако пресловутый женский след всплывает и тут: согласно версии адвоката арт-дилера, Рыболовлев пытается убедить суд в переоцененности его коллекция дл того, чтобы уменьшить сумму выплат своей бывшей супруге, претендующей на 4,2 млрд долларов его состояния.
Госдеп Илья Пономарев хотя и не олигарх, но в России не появляется с осени 2014 года: из-за долга в 2,7 млн. рублей перед фондом «Сколково». И хотя этот долг, по словам Пономарева, уже почти выплачен, вряд ли депутат-оппозиционер рискнет вернуться в Россию. На прошлой неделе СКР возбудил против него дело по соучастию в растрате 22 млн. рублей все того же «Сколково».
По версии следствия, Пономарев пособничал старшему вице-президенту фонда Алексею Бельтюкову в растрате этой суммы с помощью договора на выполнение научно-исследовательских работ стоимостью 750 тысяч долларов.
Российские губернаторы на минувшей неделе зажигали реже. Они продолжали отчитываться о своей работе перед законодательными собраниями, и те, как правило, их работу одобряли. Неожиданностью же стал отчет севастопольского губернатора Сергея Меняло, чью работу местные депутаты посчитали «недостаточной». В частности, депутаты указывали на «резкий и бесконтрольный» рост цен на продукты, который за год составил 70%. Меняйло в ответ вяло ругал российские сети, нежелающие работать в Крыму из-за возможных санкций.
Слабым наблюдателям показался и отчет губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, сводящийся к тезисам «все могло быть хуже» и «несмотря на кризис, город развивается». Однако питерские депутаты – не чета крымской вольнице, пока еще не разучившейся резать правду-матку. Несмотря на то, что Полтавченко не смог похвастаться ни громкими проектами, ни ростом инвестпривлекательности, его работа признана удовлетворительной. На руку питерскому губернатору сыграло и то, что оппозиция в городе слаба и разрознена, сообщает Рукомпромат.
Обзор Rucompromat 27-30 апреля: истоки коррупции в России наконец-то найдены
Их обнаружил глава Сбербанка Герман Греф, читавший лекцию студентам Уральского федерального университета. Истоки нашлись в самой альма-матер: Грефа несказанно удивил существующий при УрФУ институт с названием «Государственное управление и предпринимательство». «Я понял, откуда истоки нашей коррупции. Это все-таки два абсолютно разных профиля, которые не надо смешивать», - объяснил банкир собравшимся.