Бывшего учредителя обанкротившегося банка «Развитие» Олега Березовского заочно арестовали в Москве по делу о растрате около трех миллиардов рублей. Его объявили в международный розыск. Но местоположение экс-банкира неизвестно. А с учетом сложного международного положения сильно надеяться на то, что Олег Березовский будет экстрадирован в Россию, не стоит, как, впрочем, и на полное возращение средств.
Заочное заключение
В конце апреля Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заочного заключения под стражу бывшего бенефициара ООО КБ «Развитие» Олега Березовского.
Ранее Олег Березовский в рамках расследования уголовного дела был обвинен в растрате средств банка на сумму 3 млрд рублей и объявлен в международный розыск.
Согласно решению суда, арест будет исчисляться с момента экстрадиции банкира на территорию России, либо с момента задержания на территории РФ.
Напомним, что банк был зарегистрирован в марте 1994 года как Коммерческий московско-карачаево-черкесский банк «Развитие».
В 1998 году кредитное учреждение было переименовано в ООО «Коммерческий банк «Развитие». В июне 2008 года вступил в систему страхования вкладов. Представительство банка было открыто в Москве. Олегу Березовскому принадлежал крупнейший пакет акций - 52%.
Банк был значимой финансовой структурой Карачаево-Черкесии. По размеру активов он занимал первое место на Северном Кавказе и 238 место среди российских банков.
Мошеннические сделки
Но осенью 2016 года случился скандал. Центральный Банк отозвал у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Основанием этому стала высокорискованная кредитная политика, которая была связана с размещением денежных средств в низкокачественные активы. «При этом достаточность собственных средств (капитала) кредитной организации снизилась до критических значений. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли действенных мер по нормализации ее деятельности», — заявил Банк России.
Впрочем, как сообщала «Версия», еще задолго до отзыва лицензии финансовые аналитики утверждали, что «Развитие» ведет нечестную игру. К примеру, в конце 2015 года агентство RAEX («Эксперт РА») понизило рейтинг банка до уровня «В+» («невысокий уровень кредитоспособности»). У «Развития» падал показатель рентабельности, снижался норматив достаточного капитала. К тому же банк все чаще использовал деньги вкладчиков в рискованных финансовых операциях.
Прокуратура Москвы, проводя проверку по заявлению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, установила, как именно через столичные филиалы банка были выведены 3 млрд рублей.
Так, за несколько дней до отзыва лицензии банк выдал беззалоговые кредиты на суммы от 140 млн до 380 млн рублей лицам с минимальными доходами или использовавшим утерянные паспорта. При этом каждая сделка утверждалась как кредитным комитетом, так и советом директоров «Развития».
Но никаких залогов с заемщиков банк не требовал, хотя крупные кредиты оформлялись на жителей различных регионов РФ с очень небольшими доходами, т.е. заведомо неплатежеспособными. А о своих долгах они узнали лишь во время проверки.
В прокуратуре сочли, что на самом деле заемщикам деньги «фактически не передавались», а сделки, совершенные в рамках обнаруженной схемы, «учитывая их однотипность и сроки», имеют признаки мошеннических. При этом опросить бывших руководителей банка прокурорам не удалось, поскольку по местам регистрации они отсутствовали. Так что руководство банка не стало дожидаться развития событий, и предпочло исчезнуть.
Тщетные хлопоты
Агентство по страхованию вкладов за эти годы предпринимало попытки вернуть исчезнувшие деньги. В 2019 году АСВ, осуществляющее процедуру конкурсного производства в банке «Развитие», направило в арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам банка его бывших руководителей в общем размере более 2,14 млрд рублей. Ответчиками по делу выступили 11 человек, включая и Олега Березовского.
Но арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики отказал в заявлении Агентства по страхованию вкладов мер об аресте их имущества. По мнению заявителя, необходимость принятия обеспечительных мер объективно следует из значительного размера заявленных имущественных требований, а также необходимости обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон. Но суд отметил, что АСВ не представило доказательств этого. Также, по заявлению суда, отсутствовало оказательства того, что ответчики принимают какие-либо меры по выводу имущества, а доводы заявителя о возможном отчуждении имущества ничем не подтверждены.
А недавно стало известно, что имущество коммерческого банка «Развитие» общей стоимостью в 1,97 млрд рублей планируют продать на торгах.
Всего на аукцион выставили 14 лотов, которые включают дебиторские задолженности. Будет ли продажа успешной, покажет время.
Пока нет официальных сообщений о том, что правоохранительным органам все же удалось связаться с партнерами Березовского. О местонахождении самого Олега Березовского также не известно. Можно предположить, что он давно комфортно устроился за границей. Но даже если все же он будет найден, добиться его экстрадиции сегодня крайне сложно. Остается только утешаться тем, что как только это произойдет, Олега Березовского сразу поместят под стражу.
Очередного банкира-растратчика ищут неспешно
Удастся ли вернуть исчезнувшие активы банка «Развитие» Олега Березовского.