«Я на службе около 30 лет, но впервые возникло желание доложить депутатам установленную следствием информацию». Этими словами начал свое выступление перед депутатами Иркутского законодательного собрания глава регионального СУ СКР генерал Андрей Бунёв. Причина, по которой он поднялся на трибуну, – ужасающая ситуация в специализированных воспитательных и лечебных учреждениях. Что самое страшное – в учреждениях детских.
Черемховский психоневрологический интернат, в котором в августе 2016 года умерли четыре ребенка и более 50 были госпитализированы, по решению суда закрыли в том же месяце. С января 2017-го учреждение возобновит работу в новом формате.
Обещания перемен
Как сообщил на днях министр соцразвития Иркутской области Владимир Родионов, дети с тяжелыми заболеваниями нервной системы в этот интернат поступать больше не будут. Чиновники наконец-то пришли к мнению, что таким пациентам нужны особые условия пребывания, в частности, постоянное медикаментозное лечение. А потому, говорит Владимир Родионов, «таких детей нужно выводить из сферы соцзащиты и переводить в систему здравоохранения». При этом ходячие дети-психохроники в интернате останутся. Их обучение будет организовано на базе школы для слабослышащих детей, расположенной там же, в Черемхово. Медицинский персонал, по информации министра, уже укомплектован.
36 детей-инвалидов после выписки из больницы перевели в Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Там, как информирует областное министерство социального развития, для них было выделено отдельное здание со всеми условиями для проживания. Есть и подготовленный к работе с детьми-инвалидами этой категории персонал. Проверять готовность Саянского интерната министр приезжал лично.
Пятью месяцами раньше
Августовская трагедия, когда из-за вспышки дизентерии на больничные койки попали 57 детей и четверо из них погибли, на кадровом составе практически не сказалась: почти все работники интерната остались на своих местах. Однако, в ходе расследования обстоятельств чрезвычайного происшествия, были сделаны выводы относительно условий работы учреждения. Основную информацию об этом 15 декабря озвучил глава СУ СКР по Иркутской области Андрей Бунёв во время выступления на сессии регионального Законодательного собрания. По словам главы регионального СУ СКР, корень проблем Черемховского интерната – постоянное недофинансирование учреждения и чрезмерная нагрузка на персонал.
С момента открытия интерната к лету 2016 года нагрузка на персонал выросла в три раза, а зарплата при этом вдвое уменьшилась, пояснил генерал Бунёв. В Черемхово произошло сокращение должностей помощников воспитателей с ежемесячной зарплатой в 18 тысяч рублей на санитарок, получающих в месяц 6-8 тысяч рублей. В интернате вместо 32 находилось уже 102 лежачих пациента в возрасте от 5 до 15 лет. При этом в штате по-прежнему был всего один педиатр и две медсестры (дневная и ночная). Этими силами и обеспечивался уход, включая питание через зонд: состояние детей не позволяло им самостоятельно передвигаться, питаться и т.д.
«Слушайте, в войну хоть на персонал деньги находили, здесь из-за создания невыносимых условий для работников грамотные сотрудники уволились». Из выступления генерала Бунёва перед депутатами Иркутского заксобрания.
Диагнозы маленьких пациентов – это эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия, парезы. Но как сообщил Андрей Бунёв, Черемховский интернат полгода не получал даже подгузников, дети не имели полноценного белкового питания, а из-за недостаточного обеспечения медикаментами сотрудники (часто за свой счет) вынуждены были вместо специализированных жидких препаратов использовать препараты для взрослых – просто перемалывая таблетки, что значительно снижало их эффект. Не получил интернат и дополнительных площадей: 102 кровати размещались там же, где изначально было 32. Стоит ли говорить о том, что в здании не было ни пандусов, ни специальных приспособлений для купания инвалидов, ни специальных кроватей.
«Многие задавали вопрос — как получилось, что от обычной дизентерии столько детей умерло? Здесь что-то надо еще объяснять? Кровати сдвинули — где друг к другу, где спинками, где практически превратили отделение в одни большие нары. О каком санитарном режиме здесь может идти речь?». Из выступления генерала Бунёва перед депутатами Иркутского заксобрания.
Когда в конце июля в интернате возникла вспышка острой кишечной инфекции, «гасить» ее оказалось некому. Но причина беды не только в этом, но и в трусости руководства интерната, которое долгое время скрывало факт массового заболевания. Дело именно в трусости: заявить о том, что в интернате – острая кишечная инфекция, значит, нарваться на карантин, проверки контролирующих организаций, звонки и визиты «сверху». Дирекция предпочла не поднимать шум. Заложниками этого решения и стали беспомощные дети-инвалиды.
«К сожалению, к этому результату привела преступная халатность. Мы понимаем, какие дети в интернате, кроме как со слезами на глазах на это смотреть невозможно. И не каждый способен и хочет работать в этом месте. Но, к сожалению, наша надежда «авось пронесет», преступная халатность, она привела к этому. И отвечать они будут по закону». Полпред президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло.
Обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц) следователи предъявили директрисе Черемховского интерната
Наталье Полатовой, ее заместителю, а также начальнику отдела управления Роспотребнадзора региона в Черемховском и Аларском районах. Все трое до февраля 2017 года помещены под домашний арест.
Ставка больше, чем детская жизнь?
Страхи руководства интерната были не напрасны. Проведенные Росздравнадзором выездные проверки в Черемховском психоневрологическом интернате, а также в городской больнице №1, где находились больные дети, показали массу нарушений. Ни о каком специализированном лечении и уходе в интернате речь не могла идти: первичная медико-санитарная помощь по профилям «стоматология» и «фтизиатрия» оказывалась без специальной лицензии. Интернатский педиатр не имел дополнительного медицинского профобразования и сертификата специалиста по специальности «неврология», не проходил повышение квалификации по «экспертизе качества медицинской помощи». В учреждении были обнаружены лекарства с истекшим сроком годности, хранившиеся с нарушением температурного режима, а также не зарегистрированные на территории страны медицинские изделия.
По результатам проверки были составлены акты и четыре протокола об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов для интерната и его должностных лиц составила 150 тысяч рублей. Материалы надзорных мероприятий направлены в Генеральную прокуратуру РФ, Минздрав Иркутской области и следственные органы. Это выступление лучше заслушать полностью. Речь в нем идет не только о проблемах Черемховского интерната, но о системе в целом.
Ситуация Черемховского интерната не уникальна. Просто она дошла до критической стадии развития, а в других местах очаги еще тлеют. Причина – в системе, которую необходимо менять, если Иркутская область (да и не только она) вообще хочет выжить. Выступление генерала Бунёва до боли напоминает монолог из фильма «Изображая жертву». Только это уже не кино.
Одни большие нары
Глава Иркутского СУ СКР Андрей Бунёв сообщил страшные подробности об интернате, где от дизентерии умирали дети-инвалиды.