«Русал» подал иск к бизнесмену Владимиру Потанину в Высокий суд Лондона: якобы «Норникель» из-за действий Потанина потерял несколько активов, а акционеры понесли убытки. И это, как кажется «Русалу», серьезный повод заменить главу компании на менее строптивого, независимого менеджера. Иск нужен прежде всего самому Дерипаске, и не только для пиара, считают опрошенные «Компанией» эксперты. В любом случае иск наверняка был готов и, по словам некоторых из них, просто ждал своего часа.
Претензии «Русала» связаны «с неисполнением Потаниным своих обязанностей управляющего партнера» «Норникеля», который из-за действий миллиардера потерял несколько важных активов. «Это привело к тому, что “Норникель” и его акционеры понесли существенные убытки», — делает вывод «Русал» в своем заявлении, не уточняя, впрочем, о каких активах идет речь. Размер убытков в компании тоже не указали, предложив определить это суду.
«Главой “Норникеля” должен стать независимый руководитель, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями», — заявил «Русал». Изначально компания хотела без суда разрешить ситуацию, но «вступить в конструктивные переговоры с Потаниным» так и не удалось.
Иск почти без подвоха
Время и место для иска «Русал», основанный Олегом Дерипаской, выбрал не самое очевидное — довольно странно пытаться решить судьбу одного из крупнейших российских предприятий в юрисдикции страны, настроенной к РФ далеко не радушно. Но «Русал» уточняет, что двойного дна в выборе нет: в соглашении акционеров от 2012 года прописана процедура рассмотрения споров, по которой требования должны предъявляться в Высокий суд в Лондоне. Но тот договор не учитывал состоявшейся в прошлом году перерегистрации зарубежных компаний холдинга «Интеррос» в российские САР, вследствие чего сегодня практически весь пакет акций «Норникеля» находится во владении отечественных компаний.
Вероятность признания будущего решения Высокого суда осложняется тем, что обе стороны — резиденты России, объясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. Если же решение не будет противоречить публичному порядку и пройдет в согласии со всеми процедурами суда Лондона, то в РФ оно может быть признано, однако финальная точка — за российским судом, добавил юрист. Как поведет себя отечественный суд — неизвестно, но если вспомнить про отношение Москвы к Лондону в текущем геополитическом конфликте, то результат становится более прогнозируемым.
К слову, «Русал» и, в частности, его основатель Олег Дерипаска не могут не знать, что попавший под британские санкции Потанин не сможет полноценно защититься в суде. Выходит, что санкции могут принудить его к подписанию нового соглашения по «Норникелю». Это выгодно не только «Русалу», последовательно выступающему за увеличение и без того рекордных дивидендов, которые «Норникель» все эти годы вынужден был выплачивать своим акционерам, причем в ущерб собственной инвестиционной программе, о чем не раз говорили представители ГМК. Кроме самого «Русала», в росте выплат заинтересованы крупные американские фонды, являющиеся миноритарными акционерами «Норникеля». Это придает иску «Русала» довольно двусмысленный характер, особенно если учитывать, что сама алюминиевая компания находится под контролем Американской комиссии по ценным бумагам (OFAC), а Олег Дерипаска формально не управляет «Русалом» и не является его владельцем.
Несмотря на то что ГМК — одно из самых доходных с точки зрения акционеров предприятий отрасли, «Русал» называет действия Потанина «разрушительными» для капитала акционеров. При этом последствия инициированных «Русалом» судебных разбирательств в зарубежной юрисдикции несут гораздо большие риски для бизнеса «Норникеля». Действующий иск против одного из топ-менеджеров может сорвать контракты и переговоры с партнерами, которые, не стоит забывать, проходят на фоне украинского конфликта. Под ударом окажется экспертиза «Норникеля» в зарубежных компаниях и позиции ГМК среди конкурентов. И все это отразится на финансовых показателях и дивидендах, о которых так переживает «Русал» и за счет которых живет. В первом полугодии 2022-го прибыль детища Дерипаски составила $2,018 млрд, из которых чуть больше половины пришлось на дивиденды от «Норникеля». Свои долги «Русал» сократил тоже за счет прибыли актива под управлением Владимира Потанина.
Потерянными активами, о которых почему-то не упоминает «Русал», могут быть непрофильные для «Норникеля» застройщики и авиакомпания NordStar, предположил близкий к ГМК источник «Компании». Однако NordStar «Норникель» продал топ-менеджменту авиакомпании еще в марте, после того как зарубежные владельцы лайнеров запретили лизинг. Если бы «Норникель» сохранил NordStar, то стал бы гораздо более уязвимым, так как вынужден был бы содержать компанию и рисковать прямыми санкциями за использование самолетов.
Пиар как причина
Об истинных причинах иска можно только догадываться. Не исключено, что Дерипаска на фоне обвинений в обходе санкций со стороны США хочет заручиться поддержкой американских держателей ценных бумаг и «прикрыть» расследование в свою сторону, выступив защитником их интересов. В любом случае иск был готов давно и просто ждал своего часа, предполагает руководитель департамента аналитики БКС Кирилл Чуйко. Он видит в цели не только пиар, но и общение с инвестсообществом, в котором есть возможность донести свою позицию (по словам Чуйко, компании в последнее время общаются друг с другом только в публичном пространстве). «Вот это важно, а не сама победа в суде», — уверен аналитик.
Иск был подан для пиара, соглашается экономист и финансовый аналитик Михаил Беляев. Хоть Дерипаска с основанным им активом неотделимы друг от друга, скорее всего, судебное разбирательство нужно в первую очередь ему, а только потом — «Русалу», считает Беляев.
«Русал» и «Интеррос» не успели оперативно ответить на запрос «Компании».
Олег Дерипаска ищет на Потанина управу в Лондоне
Действия главы ГМК привели к потере активов и убыткам акционеров, уверен основанный Олегом Дерипаской производитель алюминия. Эксперты считают, что разбирательство нужно только самому Дерипаске и, возможно, ради пиара.