Подобное дело потенциально могло быть возбуждено в любом регионе страны, где крупный бизнес, силовики и чиновники занимаются вымогательством. Рэкетиры 1990-х годов с битами не могли представить себе такого размаха — один из богатейших россиян по версии Forbes, учредитель компании "ПТК Уголь" Александр Щукин вместе с доверенными людьми кемеровского губернатора Амана Тулеева и главой областного следственного управления СКР генерал-майором Сергеем Калинкиным обвиняются в захвате контрольного пакета акций (51%) шахты «Разрез Инской». По версии следствия, рыночная цена актива составляет 1 млрд рублей. Под новый год следствие сделало миллиардеру «подарок», продлив срок его содержания под стражей еще на три месяца, до 13 апреля 2017 года.
В материалах суда говорится, что 11 июля 2016 года по указанию генерала Калинкина в отношении акционера разреза Антона Цыганкова было заведено дело о злоупотреблении полномочиями с причинением тяжких последствий (шахтерам на два месяца задержали зарплату), его задержали и отправили в изолятор. На следующий день Калинкин организовал встречу задержанного с вице-губернатором Александром Данильченко и еще двумя подчиненными Тулеева. Цыганкову угрожали заключением под стражу и требовали написать доверенность на отчуждение акций. После того как бизнесмен согласился, его отпустили. По версии следствия, чиновники действовали в интересах Александра Щукина. Бизнесмен тогда перечислил в антикризисный фонд Кемеровской области 100 млн рублей. Четверть этой суммы, по словам Тулеева, была выделена на погашение долгов по зарплате шахтерам. Где оказалось еще три четверти, очевидно, мог бы рассказать следствию сам губернатор Тулеев.
По словам сотрудников шахты «Разрез Инской», Щукин пришел к ним в июле в сопровождении Данильченко, который представил коллективу нового собственника и нового директора. Новый директор проработал два дня, после чего было объявлено, что Щукин передумал, вернул акции Цыганкову и забрал своего директора. Сегодня, пытаясь оправдать своих подчиненных, Тулеев говорит, что их подставили — Цыганков оказался лишь номинальным акционером, а реальные собственники шахты находятся в Москве. После встречи с ними Щукин, по словам губернатора, вернулся напуганным, порвал все бумаги и сообщил об уходе с шахты.
Генерал Калинкин в своих показаниях сообщал, что шахту финансирует миллиардер Гавриил Юшваев. Его давний партнер Давид Якобашвили рассказал Forbes, что ни он, ни Юшваев никакого отношения к «Разрезу Инской» якобы не имеют: сам он вышел из угольного бизнеса в 2011-м, продав свою долю Юшваеву, а у Юшваева этих акций «уже нет». На этой сделке, по словам Якобашвили, они с Юшваевым потеряли по $100 млн.
Юшваев входит в столичную диаспору горских евреев и вместе с семьей Никиты Михалкова владеет в Горках-2 рестораном «Ветерок», где происходили резонансные заказные убийства. Юшваев провел 9 лет в тюрьме, в досье МВД известен под кличкой «Гарик Махачкалинский», среди избранных коллег присутствовал на похоронах патриарха российского преступного мира Вячеслава Иванькова (Япончика).
Нельзя исключать, что участники VIP-«малины» попались на том, что выбрали жертву себе не по зубам, а конечные бенефициары разреза сами могут отправить за решетку кого угодно. Об аналогичном прецеденте может многое рассказать криминальный банкир Матвей Урин, получивший свой третий срок после того, как в 2010 году его охрана случайно избила зятя президена Владимира Путина Йоррита Фаассена. Если Щукина поддерживал Следственный Комитет, то его оппоненты действовали совместно с центральным ФСБ — прибывшие из Москвы оперативники этой организации осуществляли задержания по «кемеровскому делу». О весовых категориях конкурентов можно судить по рейтингам Forbes: Юшваев там занимает 68-е место, Якобашвили — 96-е, а Щукин — только 155-е. Общая сумма активов Якобашвили и Юшваева в четыре раза превосходит средства Щукина. Причем журнал оценивает официальное имущество, а не контроль над предприятиями, записанными на зиц-владельцев.
Арест является эффективных инструментом отчуждения экономических прав. Самый яркий пример прошлых лет — домашний арест миллиардера Владимира Евтушенкова, чье уголовное дело было прекращено после того, как предприниматель отказался от компании «Башнефтью». Задержание владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика эксперты связывали с интересом к аэропорту предпринимателя Романа Троценко (его покровителем является глава «Роснефти» Игорь Сечин).
Олигарх Александр Щукин промахнулся с выбором жертвы
Бизнесмен с помощью генерала Следственного комитета РФ Сергея Калинкина попытался отжать бизнес Гавриила Юшваева и Давида Якобашвили.