Депутат Госдумы, сопредседатель рязанского отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Андрей Красов запросил повторную прокурорскую проверку музея-заповедника Сергея Есенина. По его словам, во время первой проверки мог возникнуть «конфликт интересов», и в ближайшее время ОНФ проанализирует результаты проверок музея-заповедника и доклад регионального правительства о незаконных стройках на его территории.
— Прокурор Рязанской области Сергей Легостаев имеет участок и коттедж в заповедной зоне. Таким образом, он был вынужден искать нарушения у самого себя, — пояснил Андрей Красов «Известиям».
«Известия» обратились за комментарием в прокуратуру Рязанской области, однако Сергей Легостаев от ответа воздержался. О позиции прокурора рассказал его старший помощник по взаимодействию со СМИ Дмитрий Плоткин.
— Прокурор сказал, что у него нет никаких участков на территории заповедника. Он госслужащий и заполняет декларацию о доходах, это легко проверить. У его жены — да, есть два участка в селе Новоселки, но это законно, потому что она не является госслужащей. Прошедшим летом Генпрокуратура провела проверку, и никаких вопросов не возникло, — сказал Дмитрий Плоткин.
Согласно официальной декларации о доходах за 2013 год, у супруги Сергея Легостаева в собственности имеется два земельных участка размерами 3 136 и 1 863 кв. м, расположенных в заповедной зоне. Семья также владеет двумя другими земельными участками, тремя домами, тремя гаражами, квартирой, баней и беседкой. Суммарный годовой доход супругов при этом составляет 2,2 млн рублей.
Директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов считает, что эти данные могут стать предметом для разбирательства.
— Необходимо проверить, каким образом жене господина Легостаева достались эти огромные участки, тем более в таком заповедном месте. Это очень подозрительно, и по этому поводу должен быть общественный резонанс, — полагает эксперт.
В сентябре 2014-го проверку в музее-заповеднике Сергея Есенина завершило Министерство культуры РФ (результаты есть в распоряжении «Известий»). Ведомство выявило значительные нарушения федерального законодательства. Согласно результатам проверки, областное министерство не выдает «предписания о приостановке незаконных строительных, мелиоративных, земляных и иных работ», а виновные лица «не привлекаются к административной ответственности». На территории музея заповедника «отмечаются множественные факты строительства, не согласованные с органами охраны объектов культурного наследия в установленном порядке. Меры реагирования по данным фактам <...> не принимаются».
Минкультуры РФ возложило ответственность за нарушения на должностных лиц министерства культуры и туризма Рязанской области.
Министр культуры Рязанской области Виталий Попов в разговоре с «Известиями» сказал, что по итогам проверки в ведомстве было проведено служебное расследование.
— Мы усилили нашу работу — повысили частоту мониторинга незаконных строек и организовали межведомственную группу для анализа ситуации. В нее входит стройнадзор, муниципальные чиновники и полиция. В случае обнаружения незаконных построек возбуждаются дела об административном правонарушении, составляются предписания, подаются иски в суд, — отметил Виталий Попов.
Министр культуры Рязанской области уточнил, что часть земель передана многодетным семьям, но строительство на этой территории будет возможно только после утверждения режима «достопримечательного места».
— Я бы не педалировал тему проверок как что-то невероятное и страшное. Они проходят у нас достаточно часто, чтобы держать под контролем эту огромную территорию (37,7 тыс. га. — «Известия»), — резюмировал чиновник.
Советник президента по культуре и директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой сказал, что музею-заповеднику Сергея Есенина сейчас очень важно получить статус «достопримечательного места».
— И особенно нужно следить за тем, чтобы любое строительство было заморожено до принятия мер по законодательной защите, — подчеркнул советник
Ранее губернатор Рязанской области Олег Ковалев подписал распоряжение отдать 75 га земельных участков в заповедной зоне многодетным семьям. В ОНФ расценивают это решение как попытку найти очередную лазейку для незаконного строительства.
— Действительно, есть указ президента о выделении земель многодетным семьям и создании для них инфраструктуры. Но в музее-заповеднике нельзя ничего строить. Этот ход очень напоминает ширму для незаконного строительства, и когда мы выступим против него, нас смогут обвинить в том, что мы имеем что-то против многодетных семей, — уверен Андрей Красов.
Член рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игорь Кочетков считает, что местная власть занимается популизмом, чтобы отвлечь внимание общественности от крупных нарушений.
— У нас постоянно делаются громкие заявления — заповедную землю якобы передают многодетным семьям и РПЦ для строительства храма. При этом ни одного документа о передаче территорий найти не удается. Всё это похоже на PR-ход, — заявил он.
Проблема Государственного музея-заповедника Сергея Есенина была вынесена на федеральный уровень 24 апреля 2014 года. Тогда один из участников Медиафорума независимых региональных СМИ выразил обеспокоенность в связи с незаконной коттеджной застройкой на территории музея-заповедника и попросил помощи у главы государства. Владимир Путин поручил губернатору Рязанской области Олегу Ковалеву разобраться с ситуацией.
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина открыт в 1965 году на родине поэта, в селе Константиново Рязанской области. За полвека существования он превратился в один из крупнейших музейных комплексов. В настоящее время в музее действуют следующие объекты экспозиции: усадьба Есениных, музей поэмы «Анна Снегина», церковь Казанской иконы Божией Матери, земская школа, литературная экспозиция, Спас-Клепиковская второклассная учительская школа.
ОНФ просит проверить музей-заповедник Есенина еще раз
Как заявляют «фронтовики», у местного прокурора конфликт интересов: его супруга владеет участками в заповедной зоне.