Экс-глава Нижнего Новгорода, со скандалом покинувший пост, обрушился с разоблачениями на всю местную элиту, прежде всего — окружение губернатора, которое он обвинил в коррупции. Впрочем, Олег Сорокин не только в статусе спикера городской думы, но и в качестве крупного бизнесмена, еще недавно сам был мишенью антикоррупционных расследований. Осенью прошлого года он вступил в острый конфликт с губернатором Валерием Шанцевым. Тогда же президиум Генсовета «Единой России» отказал ему в партийной поддержке, отменив решение о его выдвижение на новый срок, принятое реготделением. В результате, Сорокин взял самоотвод при выборах главы города, оставшись рядовым депутатом.
Муж завидной жены
Свой октябрьский демарш Олег Сорокин, более пяти лет возглавлявший столицу поволжского региона, сопроводил высказываниями, которые сами по себе выглядели скандально.
Он заявил, что после пяти лет совместной работы с губернатором Валерием Шанцевым, с ним наметились серьезные разногласия, которые были связаны с оценкой Сорокиным деятельности бывшего главы городской администрации Олега Кондрашова и планов губернатора по приватизации важнейших городских предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность Нижнего Новгорода — «Водоканала» и «Теплоэнерго». Схемы продажи их акций он тогда назвал «сомнительными».
«Мои попытки противостоять уводу из городской казны крупнейших объектов муниципального имущества, совокупной стоимостью свыше 30 миллиардов рублей, привели к тому, что были приостановлены важнейшие городские проекты, которые зависят от финансирования областного центра. Я считаю, что подобный политический шантаж недопустим, потому что страдают от этого исключительно жители Нижнего Новгорода», — говорил Сорокин в обращении.
Вместе с тем, перед своей отставкой, Сорокин буквально купался в критике с разных сторон. Еще в июле депутат Госдумы Дмитрий Гудков опубликовал в своем блоге информацию о владении семьей мэра двумя виллами во Франции. Сам Сорокин не раз подчеркивал, что дома находятся в пользовании, но депутату удалось выяснить, что виллы принадлежат супруге мэра Элладе Нагорной. При этом ее декларация опубликована не была. К слову, Нагорная по итогам 2013 года стала самой богатой среди жен российских чиновников. Ее годовой доход на посту директора по маркетингу в возглавляемой мужем ГК «Столица Нижний» составил 1,5 миллиарда рублей. Компания Сорокина, по информации СМИ, владеют пятью самыми крупными торговыми центрами Нижнего.
Тем же летом, инициативная группа нижегородцев во главе с блогером Ильей Осиповым начала сбор подписей жителей за отставку мэра, а 18 июля в городе прошел митинг под девизом «Сорокина — в отставку». Как отмечали наблюдатели, протесты связаны с недовольством массовой застройкой, при том, что связь Сорокина со строительным бизнесом была широко известна. Уже тогда СМИ ожидали отставку мэра.
Впрочем, Валерию Шанцеву не удалось провести во главу гордумы свою креатуру — Дмитрия Краснова, главу областной Торгово-промышленной палаты. Вместо него город возглавил старожил местной политики Иван Карнилин, до этого уже бывший спикером муниципального органа с момента его основания — четыре срока подряд.
И банда, и команда
В своем первом после отставки интервью, Олег Сорокин рассказал, будто кошка между ним и губернатором пробежала после того, как на областной уровень были переданы градостроительные полномочия, прежде относившиеся к компетенции городских властей.
— После того как Нижний Новгород лишился градостроительных полномочий, была практически похоронена программа волнового расселения, — рассказывал бывший мэр «Агентству политических новостей». — Ведь что произошло? Когда город подготовил к аукциону площадки на общую сумму 1,5 млрд рублей, то областное правительство сразу же забрало эти полномочия себе. Забрать-то забрали, но даже аукционы не смогли организовать. В результате город оказался и без земли, и без денег. После того как это произошло, у меня с Валерием Шанцевым состоялся очередной неприятный разговор. На вопрос о том, какую компенсацию получит бюджет города и когда, он ничего не ответил.
Кроме того, отметил Сорокин, его не устраивали планы Шанцева приватизировать муниципальные предприятия, включая «Водоканал». В течение месяца, отставной градоначальник дал второе интервью тому же изданию, где, возвращаясь к теме распродажи коммунальных предприятий, использовал еще более смачные фразы вроде «я шел работать в команду, а не в банду».
— Да, это коррупция, причем коррупция «высшего пилотажа», которая наносит ущерб экономике города и области в миллиарды рублей, — описывал ситуацию Олег Сорокин. — Схема, с одной стороны, весьма хитроумна, с другой стороны, весьма проста. Если несколько ветвей власти будут скоординировано двигаться по одному согласованному сценарию, то это приведет к искомому результату, придраться к которому правоохранительным органам будет сложно. И Водоканал, и Теплоэнерго — это акционерные общества, единственным участником которого является муниципальное образование «город Нижний Новгород». Соответственно, единственный акционер от начала до конца определяет хозяйственную деятельность этого общества, назначает его руководителей, контролирует, принимает все важнейшие решения. Теперь немного абстракции. Допустим, это общество стоит, условно, сто единиц. Оно не убыточное, оно представляет собой «лакомый кусочек», и желающие заполучить этот актив в свои руки ставят перед собой задачу снизить стоимость акций этого общества. Каким образом это можно сделать? Для этого нужно, во-первых, не показывать прибыль или показывать ее минимальной. Во-вторых, наращивать долги, для чего плодить инвестиционные программы, якобы нужные, но являющиеся очень затратными и в конечном счете бесполезными, потому что их влияние на конечного потребителя минимально, а обратный экономический эффект отсутствует. Они не помогают обществу получать дополнительную прибыль, а создают дополнительную финансовую нагрузку. Если в течение нескольких лет подобные программы «эффективно реализуются», то стоимость акций общества из ста единиц превращается в пятьдесят, — рассказал он.
Торпедированные прибыли
Экс-чиновник также намекнул, что сокрытые прибыли «Водоканала» якобы уводились и отмывались под видом спонсорской помощи хоккейному клубу «Торпедо», председателем которого является губернатор Валерий Шанцев. По мнению Сорокина, город уже потерял из-за коррупционных схем не менее миллиарда рублей, а «попытки Валерия Павлиновича (Шанцева, — „СП“) продавить на пост главы администрации Нижнего Новгорода своего кандидата связаны с тем, что ему нужен человек, который не даст вскрыть эти схемы».
Возможные реальные причины размолвки мэра и губернатора пока остаются за кадром. Местные эксперты не решаются публично ее вскрывать. Но всякий раз в приватном разговоре мелькает фраза «воровали вместе».
— Олег Сорокин раскрыл секрет полишинеля, — комментирует откровения экс-мэра политтехнолог Дмитрий Чегин. — Но полная правда заключается в том, что в этих незаконных схемах замешаны все первые лица города, в том числе и сам бывший градоначальник. Но я бы хотел обратить внимание в первую очередь на другое — на то, что, по сути, это его первая попытка повлиять на расклад и результаты грядущих выборов. Сделано это в типично сорокинском стиле — тихо и непублично, это интервью скорее сигнал о том, что нужно договариваться, чтобы не «выносить сор из избы». Бывший градоначальник повторяет ошибки Наполеона Бонапарта, который считал, что сможет договориться с Александром I, находясь в самоослеплении после занятия Москвы. Только вот русский император совершенно не собирался договариваться с «корсиканским чудовищем». Точно такая же ситуация сейчас в Нижнем Новгороде: после феерической ошибки по отказу от баллотирования на пост главы города Олег Сорокин потерял все преимущества после выборов городской думы 2015 года. Его противники окрепли, получили усиление в лице Романа Антонова и Александра Хинштейна (депутаты Госдумы — «СП»), мало того позиции и уверенность губернатора Валерия Шанцева настолько усилились, что он вернул в свою команду Сергея Потапова и Антона Аверина. Для команды губернатора вопрос ликвидации «сорокинской угрозы» — одна из принципиальных задач на 2016 год. Я думаю, что попытка Олега Сорокина разрешить конфликт «по-тихому» провалится, и ему или придется отказаться от своего влияния и власти, или выносить противоречия на суд избирателей и пытаться решать вопрос через выборы.
Ошибки Наполеона на нижегородский лад
Что стоит за антикоррупционными разоблачениями бывшего мэра Олега Сорокина.