Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев прибыл на полуостров исправлять ошибки своего предшественника – матерщинника Овсянникова. Новый врио вывел из игры коммунистов и поделился властью с местным бизнесменом Алексеем Чалым. Теперь ему приходится опасаться пенсионера-моряка.
Предыдущим губернатором Севастополя был Дмитрий Овсянников. Он отправился в Крым в 2016 году из кресла заместителя министра промышленности. Но за три года ставленник Москвы успел настроить против себя весь местный актив. Одним из раздражающих факторов для севастопольцев стала команда Овсянникова, сформированная из его приятелей по прежней работе в Удмуртии и Москве. Варягам так и не удалось перезапустить промышленность или преодолеть бардак в имущественно-земельных отношениях. В заслугу им можно было поставить только постоянные работы по благоустройству. Благо что бюджет города это позволял: из примерно 44,5 млрд доходов Севастополь почти 30 млрд получает из Москвы. Это делает его в 1,5 раза богаче Краснодара, который из центра получает вдвое меньше (при том, что по населению столица Кубани вдвое больше Севастополя). Однако бюджетные деньги расходовались налево и направо без видимого эффекта. Так, было провалено строительство очистных сооружений: из-за низкого качества подготовки документов и бюрократической неразберихи стройка зашла в тупик. Вдобавок предназначенные для её финансирования 2 млрд оказались на счетах лопнувшего ОФК Банка без надёжной страховки.
К тому же Овсянников вошёл в клинч с «народным мэром» Севастополя Алексеем Чалым, который в 2013 году помогал утвердить на полуострове российскую власть. О стиле общения Овсянникова красноречиво говорит получивший широкую огласку эпизод, который произошёл уже после его возвращения из Крыма в ведомство Дениса Мантурова. В аэропорту Ижевска чиновник обматерил работницу, попросившую его предъявить документы. Сразу же стало очевидно, за что именно Овсянникова критиковала депутат Наталья Поклонская, которая говорила о его некорректном поведении и закрытости от людей. Случай в аэропорту стал формальным поводом для исключения Овсянникова из «Единой России» и увольнения из правительства. Хотя вполне вероятно, что на самом деле Кремль не простил Овсянникову севастопольского провала.
Дипломат на хозяйстве
Выправить ситуацию, по всей видимости, должен был нынешний врио губернатора Михаил Развожаев. Он сделал себе репутацию человека, способного разруливать конфликты, ещё в Министерстве по делам Северного Кавказа, где работал до 2018 года. Своё реноме дипломата он затем подтвердил в Хакасии. Там в 2018 году кандидат Москвы Виктор Зимин не смог выиграть губернаторские выборы даже при том, что его главный конкурент – коммунист Валентин Коновалов – был отстранён от участия в них. Возник политический кризис, который грозил сделать республику неуправляемой. Тогда туда экстренно был направлен Развожаев, который в статусе врио губернатора смог сделать из Коновалова не врага, а союзника Кремля и провести выборы, в результате которых член КПРФ оказался в губернаторском кресле.
Многие думали, что в Севастополе Развожаеву отведена та же роль: умаслить местный актив, чтобы он более радушно встретил нового ставленника Кремля. А может, чем чёрт не шутит, присмотреть кандидата из местных. Однако кремлёвские кураторы Крыма, видимо, решили не напрягаться и выставили самого Развожаева кандидатом на грядущие выборы главы региона. На новом посту дипломатичному Развожаеву, историку по образованию, придётся разруливать вопросы с канализацией, дорожными пробками, незаконным строительством. Ведь хотя Севастополь формально и является отдельным субъектом Российской Федерации, по сути это небольшой провинциальный город со всеми типичными для него проблемами, глава которого, по-хорошему, должен дни напролёт проводить на стройках, держа подрядчиков в ежовых рукавицах.
Залог стабильности
Вероятно, не случайно основным соперником Развожаева на выборах считают «крепкого хозяйственника» – 73-летнего инженера и моряка Ивана Ермакова, который ещё в 90-е был председателем горсовета.
Фигура Ермакова возникла в числе основных конкурентов после того, как политтехнологи от ЕР добились недопуска к выборам коммуниста Романа Кияшко, который обладал значительным электоральным потенциалом (на прежних выборах губернатора набрал более 16% голосов). Для этого им пришлось разыграть оригинальный трюк. Единороссы сложили с себя обязанности депутатов в двух муниципальных советах, в результате чего эти органы оказались распущены. Соответственно статус депутатов потеряли и представители других партий. Таким образом Кияшко лишился возможности собрать необходимые для регистрации голоса муниципальных депутатов.
Такие политтехнологи вряд ли добавят Развожаеву симпатий со стороны местного актива. Зато он, судя по всему, нашёл компромисс с Алексеем Чалым. Свою команду «варягов», приведённых из ОНФ и Министерства по делам Северного Кавказа (упразднено в начале этого года), он разбавил близкими к бизнесмену фигурами. Видимо, по замыслу провластных политтехнологов, в этом и есть основа стабильности.
От севастопольского главы плохо пахнет
Пришлые власти оставили Севастополь без очистных сооружений и едва не поссорили с Москвой.