В ночь на 11 марта в подмосковных Котельниках группа преступников ограбила дом заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Альбины Свинцовой. Незваные гости перелезли через забор, вошли в дом с чёрного хода, избили и связали мужа чиновницы, после чего унесли с собой её драгоценности, государственные награды и деньги – 200 тыс. евро наличными. В пересчёте на рубли это почти 16 миллионов.
Забрали грабители явно не последнее. Позже «Лайф» сообщил: на подворье дома Свинцовой красовались три автомобиля: Toyota Rav 4, тюнинговый MercedesAMG, стоимость которого может составлять около 10 млн, а также представительский Maybach – его цена доходит до 12 млн рублей. В общем, знали жулики, пробираясь в дом к провинциальной чиновнице, обустроившей дом подальше от сибирских морозов: с пустыми руками они не уйдут.
Вошли без доклада
Конечно, грабили чиновников и прежде. Но не в тех масштабах. То, что прежде считалось исключением, сегодня стало трендом. Не прошло и двух дней с момента визита преступников в дом Свинцовой, как в Оренбургской области неизвестные вломились в дом семьи первого вице-губернатора региона Сергея Балыкина. Список похищенного выглядит лаконично – золотые украшения, деньги и ценности. Надо полагать, речь вряд ли идёт о единственном обручальном кольце и припрятанной до зарплаты заначке. В регионах всё же пока более-менее тихо, зато Москва и Московская область стали настоящей горячей точкой. Немудрено: именно в столице концентрируются деньги и роскошь. А в чьих они нынче руках? Жуликам бесполезно рассказывать о «вставании с колен», «социальном равенстве» и обворовавших страну олигархах. Это в 90-е они грабили коммерсантов-нуворишей. Сегодня куда выгоднее зайти без разрешения в гости к государственному служащему. Не надо даже министерского уровня – вполне сойдёт и сошка поменьше. Например, советник директора бюджетного природоохранного НИИ.
Сергея Кретова, живущего в элитнейшем посёлке в Барвихе, ограбили в сентябре прошлого года. Похищенные драгоценности вполне могли бы заполнить витрину ювелирного магазина: колье и серьги с бриллиантами, золотые наручные часы с бриллиантами, кольцо Tiffany из белого золота с бриллиантами, подвеска Tiffany из белого золота с бриллиантами, золотые серьги Carrera, ручки из серебра и золота. Всего почти на 10 млн рублей. Или взять советницу экс-министра культуры Владимира Мединского. В январе 2018 года 26-летняя Анна Мурадян прославилась сказочным везением. Вор, забравшийся в её квартиру, унёс драгоценностей на 300 тыс. рублей, но при этом не догадался взять соболиную шубу за 1,5 млн и коллекцию сумок общей стоимостью 4,6 млн рублей. «Одна только сумка Hermes Kelly стоит 1,5 млн, а у девушки таких две», – сообщал телеграм-канал Mash. Впрочем, такие глупые воры скорее исключение.
Правоохранители отмечают: охотой на жилища чиновников занимаются настоящие профессионалы, способные не только отключить сигнализацию и вскрыть сейф, но и отличить настоящий «Брегет» от подделки. В 2016 году сыщики задержали целую банду молдаван, занимавшихся исключительно налётами на подмосковные коттеджные посёлки. Жертвой «рублёвских грабителей» – так прозвали бандитов – стал даже генерал ФСБ Умар-Паша Ханалиев, у которого унесли Золотую Звезду Героя России, наградной пистолет, несколько мужских и женских часов, а также наличные деньги. Всего ущерб составил 13,5 млн рублей. Бандитов осудили, но вакантным место оставалось недолго. Летом прошлого года представитель МВД Ирина Волк сообщила о задержании очередной банды домушников, обчищавших исключительно элитные коттеджи в Подмосковье.
Богатые уже плачут
«У меня вопрос к полиции. Как мы знаем, доллар растёт, нефть падает. Мне кажется, в эти моменты идёт всплеск преступности. Вот мы охраняем детей, всех охраняем. А как богатых будем охранять? Куда пойдут грабить? Не бедных же!» – заявил в начале марта вице-спикер Тюменской областной думы Владимир Пискайкин. Переживать Пискайкину есть за что. Согласно его декларации, в 2018 году вице-спикер заработал 63,5 млн рублей. Иначе говоря – 5,3 млн в месяц, или 176 тыс. в день. Потому в ответ на реплику Пискайкина начальник Тюменского УМВД Леонид Коломиец резонно заметил, что если у богатого человека есть опасения, он вполне может оплатить себе охрану, а полиция защищает всех, несмотря на доходы. Хотя столь большое количество фактов успешных нападений на дома «слуг народа» и правда кажется удивительным. Всё-таки в 99% случаев речь идёт не о домике на рабочей окраине, а о особняках в элитных посёлках, где и шлагбаумы, и камеры, и охрана. Мимо них, по идее, и мышь не проскочит, не то что банда грабителей. Вот только специалисты из сферы безопасности объясняют то, о чём в частных охранных фирмах не любят распространяться. Во-первых, ну какая охрана?
В лучшем случае пара дежурных на КПП. У них красивая форма, дубинка на поясе, а у некоторых даже и пистолет в кобуре имеется. Но только вот незадача: по сути, все эти «бодигарды» просто вахтовики, приехавшие из своей Калуги или Рязани ишачить сутками за 40 тыс. в месяц. Опыта у них – с гулькин нос. Максимум пропуск на въезде проверить.
Осенью 2018 года в подмосковном посёлке Сосенское ограбили дом экс-главы ФТС Андрея Бельянинова. Налётчик точно знал, куда идёт: за два года до этого всей стране по ТВ показали обыск в доме главного таможенника страны. Следователи тогда устали выкладывать на стол 10 млн рублей, 400 тыс. долларов и 300 тыс. евро, найденные в бельяниновском домашнем загашнике. Примерно столько грабитель и унёс с собой: бриллианты, золотые побрякушки, коллекционные монеты и наличность потянули на 50 млн рублей. При этом в посёлке работали два поста охраны, а повсюду висели камеры. И что, помогло это? К тому же проблема, объясняют знающие люди, не только в отсутствии у охраны опыта. Просто обитатели коттеджей, которых не купить даже за двадцать жизней, вызывают у охранников совсем не те чувства, чтобы в случае чего закрывать их своими пролетарскими телами и устраивать перестрелку с грабителями. Не дай бог ранят или убьют – богатый дядя из особняка семью кормить не будет. Так что лучше не лезть не в своё дело. Во-вторых, что сделает даже самая лучшая охрана, если наводчики и грабители часто живут тут же, в одном доме? Как констатируют оперативники, в доброй половине случаев к преступлениям оказывается причастна прислуга. Садовник, горничная, нанятый сколотить беседку строитель-гастарбайтер. На них не обращают внимания, ими пренебрегают. Зато они всё замечают и вовсю делятся с сородичами рассказами о ценностях, хранящихся в домах хозяев. А могут и сами прихватить. Так, именно домработницу подозревали в совершении кражи у бывшего заместителя главы Федерального агентства по государственным резервам Александра Земскова.
«Земсков, 1951 года рождения, вместе со своей подругой, приезжей с Украины 1988 года рождения, вернулся из-за границы и не обнаружил в своей квартире на улице Большая Дмитровка пяти наручных швейцарских часов Rolex общей стоимостью 8,5 млн рублей», – передавал «Рамблер». В общем, куда ни глянь, кругом засада. Хотя что, если применить самый надёжный способ защиты от визитов воров? Просто попробовать жить скромнее?
Главное
В этой связи удивительно, что совершаемые у чиновников крупные кражи практически не вызывают дальнейших вопросов о происхождении украденного добра. Хотя закон, предусматривающий контроль над расходами у лиц, занимающих государственные должности, вышел ещё в 2012 году. Согласно ему Генпрокуратура вправе потребовать от чиновника обосновать его расходы, и если тот не сможет объяснить происхождение бриллиантовых ручек, часов и «Майбахов», он должен быть уволен со службы, а состояние обращено в доходы государства. Но, судя по всему, наверху считают, что негоже заставлять ещё больше нервничать человека, и без того лишившегося нажитого добра. Тем не менее закон висит дамокловым мечом. Осенью 2017 года стало известно о том, что воры пробрались в расположенный на Рублёвке дом замминистра культуры Николая Малакова. Сенсации на этот раз не вышло: как сообщалось, жулики нашли только 154 тыс. рублей и старый iPad. «Какой честный человек, настоящий бессребреник!» – восхищались одни. «Какой умный человек, знает, когда надо промолчать!» – подмигивали другие. Вот и чиновница из Северной Осетии, похоже, вовремя всё поняла. Поначалу начальница отдела субсидий управления социальной защиты по Ардонскому району заявила в полицию, что вор унёс из её дома драгоценностей на 105 млн рублей. Однако после того, как новость о «золотой» соцработнице из бедной республики вышла в топы, пострадавшая изменила показания. Мол, какие 105 миллионов, вы что? Это сын пошутил, а на самом деле там золота всего тысяч на 800 было…
От замгубернатора ЯНАО до помощника министра культуры: кого грабят рублевские воры
Воры уносят у чиновников миллионы, происхождение которых вызывает вопросы у граждан, но не у правоохранителей.