Натянутые отношения между Россией и Белоруссией ухудшились ещё больше после категоричного отказа Минска размещать в Бобруйске базу российских ВВС. Александр Лукашенко заявил, что с военной точки зрения размещение дополнительного военного контингента бесполезно, предложив вместо строительства авиабазы передать Белоруссии 20 боевых самолётов для усиления совместной системы ПВО.
«Наша Версия» разобралась, нужна ли России военная база в Белоруссии и почему белорусы отказываются размещать российский военный контингент на своей территории. Вопрос постоянного военного присутствия российской военной авиации в Белоруссии активно обсуждается уже почти семь лет. В декабре 2013 года, казалось, ситуация сдвинулась с мёртвой точки – тогда на аэродром в Барановичах даже было переброшено звено передового базирования: четыре самолёта Су-27СМ, которые некоторое время несли боевое дежурство совместно с ВВС Белоруссии. После этого появилась информация о создании авиационной комендатуры и возможном размещении российских самолётов также в районе Лиды. В конце 2014 года речь о создании российской военной базы велась ещё более предметно – министр обороны Сергей Шойгу заявил, что с 2015 года на аэродроме под Бобруйском должен быть развёрнут авиаполк из двенадцати истребителей Су-27 и двух Су-27УБ, а также четырёх вертолётов Ми-8. Однако эти планы не были реализованы; более того, уже в октябре 2015 года Лукашенко заявил, что российскую военную базу на территории Белоруссии создавать не планируется.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, в 1996–2001 годах – начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, генерал-полковник:
– В настоящее время Минск держит нейтралитет. Белорусское руководство не хочет обострения отношений со своими западными соседями, поскольку с ними налажены крепкие экономические связи. Более того, сложно понять, зачем России понадобилась авиационная база в Белоруссии. С военной точки зрения её нахождение в Белоруссии неочевидно – существуют договорённости, согласно которым Лукашенко готов предоставить аэродром, и раньше как раз планировалось, что в случае необходимости в связи с обострением ситуации российский авиаполк будет переброшен на белорусский аэродром. По всей видимости, в этой ситуации нужно найти совместное решение. В любом случае нельзя выносить эти противоречия на уровень руководства стран, необходимо сначала скоординироваться на совместных коллегиях двух министерств обороны. Именно здесь нужно договариваться – если же военные не договорятся, то обострять на политическом уровне эту ситуацию нецелесообразно.
Белорусы забыли о договорённостях
Тем не менее в сентябре 2015 года президент России Владимир Путин распорядился подписать соглашение о создании российской авиабазы в Белоруссии, поручив российским Минобороны и МИДу провести переговоры с Минском. Предполагалось, что для обеспечения безопасности российских границ на этом направлении на авиабазе под Бобруйском будет размещён весьма серьёзный контингент: полк фронтовых бомбардировщиков, полк истребителей-бомбардировщиков и полк истребителей. Однако 6 октября, за несколько дней до очередных президентских выборов в Белоруссии, Лукашенко вопреки договорённостям отказался размещать на белорусской территории авиабазу ВКС РФ. При этом он заявил, что даже не обсуждал с Россией создание военной базы на территории республики.
В апреле 2016 года в белорусском МИДе категорично заявили, что данный вопрос окончательно закрыт. В развитие ситуации в октябре 2016 года группа блогеров сообщила о том, что четыре Су-27СМ, ранее находившиеся на дежурстве в Барановичах, не обнаруживаются на свежих спутниковых снимках с мая 2016 года, на основании этого был сделан вывод, что самолёты возвращены в Россию. Официально о выводе самолётов, если данный факт имел место, не сообщалось властями ни России ни Белоруссии.
Напомним, что первоначально заявления о размещении в Белоруссии российской военной базы появились на фоне подготовки США к созданию эшелонов ПРО в странах Центральной Европы. Однако в мае прошлого года в российском МИДе заявили, что создание авиабазы не связано со строительством ЕвроПРО – она нужна для того, чтобы способствовать организации совместной охраны внешней границы Союзного государства. Действительно, Белоруссия давно уже является военным союзником России, страны имеют общую систему ПВО и входят в состав блока ОДКБ. Сейчас в Белоруссии находятся российские военнослужащие – здесь расположены два крупных российских военных объекта: РЛС «Волга» в Ганцевичах (возле Барановичей) и 43-й узел связи ВМФ в Вилейке.
Первый объект, поставленный на боевое дежурство в октябре 2003 года, входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении, Россия арендует его до 2020 года. Второй обеспечивает связь Главного штаба ВМФ с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов. Однако появление российской авиабазы будет означать, что военное присутствие РФ в Белоруссии переходит на новый уровень. На собственной базе, по оценкам экспертов, Россия сможет размещать различные типы военных самолётов, включая те, которые способны нести ядерное оружие. Примечательно, что в проекте соглашения по базе ни номенклатура вооружений, ни численность личного состава так и не были озвучены.
Оружие в обмен на военное присутствие
Политологи констатируют, что упрямство и нежелание белорусов размещать на своей территории российскую базу является следствием складывающейся политической ситуации. С учётом действий РФ на Украине и в Сирии присутствие российских войск стало восприниматься в Европе как источник угрозы. И такое отношение в случае размещения авиабазы может автоматически распространиться и на Белоруссию. Потому появление базы становится в понимании Лукашенко угрозой для наметившейся оттепели в отношениях Минска с Западом, которые на фоне конфликта между Россией и Украиной заметно улучшились. Белоруссии удалось выступить в качестве посредника, площадки для переговоров по Донбассу. На фоне нынешних обвинений в адрес России в вооружённой агрессии по отношению к Украине и аннексии Крыма претензии к Лукашенко как к «последнему диктатору Европы» отошли на второй план. Однако не исключено, что в настоящее время идёт очередной торг. И возможно, размещение базы будет слишком дорого стоить России. В частности, Лукашенко в последнее время много говорил о необходимости военного сотрудничества с Россией, поэтому не исключено, что будут поставлены условия, что в обмен на уступки белорусская армия должна будет пополниться новым и современным российским вооружением.
Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
– Размещая на своей территории российские самолёты, Минск вступает в военное противодействие со странами НАТО. При этом очевидно, что белорусское руководство хочет дистанцироваться от противостояния с альянсом. С оперативной точки зрения в рамках Союзного государства правильно иметь военную базу в Белоруссии, для того чтобы противодействовать нажиму войск НАТО. Но у нас несовершенное Союзное государство, нет общей армии, разные главнокомандующие. При этом Лукашенко, который, несомненно, остаётся союзником, хочет демонстрировать миру свою самостоятельность. Очевидно, что Лукашенко не против России, но одновременно не хочет обострять отношения с теми государствами, с которыми у Москвы существуют разногласия. Надо понимать, что у Белоруссии есть интересы, которые зачастую отличаются от российских.
Возможно, будет найден какой-нибудь более мягкий вариант по размещению российской авиабазы на территории Белоруссии. За основу, возможно, будет взят опыт Киргизии, где руководство сначала заявило, что не хочет иметь на своей территории российские базы. Тем не менее страны пришли к соглашению, что все военные объекты будут объединены в одну базу, после этого военное сотрудничество продолжается. Наверное, и здесь какая-нибудь формула будет выработана. Может быть, будет применён вариант с так называемой гостевой базой, который опробовался в Иране, где российские стратегические бомбардировщики размещались на краткосрочное время.
Отказали в посадке
Белоруссия торгуется о размещении российской авиабазы на своей территории.