Партнеры владельца холдинга «Комплексные инвестиции» Алексея Хотина утверждают, что он не является владельцем нефтяных активов. По словам представителя компании «Русь-Ойл» Эдуарда Сапункова, Хотин не имеет отношения к его компании (ее владелец — Сергей Подлесецкий). Он уверяет, что попытка связывать компании «Русь-Ойл» с Хотиным несет «негативную коннотацию».
Сапунков объясняет, что нефтяные компании «Дулисьма», «Матюшкина Вертикаль» (экс-активы венгерского MOL), «Полярное сияние», «Густореченское», «Негуснефть», «Иреляхнефть» и «Развитие Санкт-Петербурга» (их общие запасы более 100 000 тонн нефти) Хотину тоже не принадлежат. Владельцами активов, которые СМИ ранее приписывали Хотину, по словам Сапункова, являются Сергей Подлесецкий и член совета директоров ОПИН Сергей Кошеленко. Ранее Кошеленко утверждал, что он на личные сбережения и кредитные деньги выкупил у «Роснефти» и американской ConocoPhillips «Северное сияние». По оценкам Forbes, стоимость покупки составила порядка $150-200 млн. В целом на указанные выше нефтяные активы, по оценкам Forbes, было потрачено около $1 млрд.
Но несмотря на стремление партнеров Хотина опровергнуть его владение активами, участие владельца «Комплексных инвестиций» в нефтяном бизнесе достаточно очевидно. Например, ФНС во время проведения расследования в отношении компании «Дулисьма», выяснила, что нефтяная компания за счет схемных операций переводит сотни миллионов рублей в банк «Югра» Хотина. Кошеленко также связан с Хотиным, он параллельно возглавляет совет директоров Exillon energy (основной акционер — Алексей Хотин), а Подлесецкий, до того как стать нефтяным магнатом, возглавлял ряд девелоперских структур Хотина («Куб» и т.д). Публично Хотин владеет лишь контрольным пакетом банка «Югра» и долей в Exillon. Более полутора миллионов квадратных метров недвижимости в десятках деловых центров, которые относят к бизнесу Хотиных, принадлежат малоизвестным фирмам и собственникам.
По словам партнера компании Paragon Advice Group Александра Захарова, появление неожиданных партнеров и владельцев в бизнесе может быть связано с разными причинами — политическими рисками, противодействием конкурентам во время недружественных слияний и поглощений, новые акционеры также помогают удержать контроль скрытым бенефициарам. «Новые акционеры могут помочь снять понятие аффилированности при раскрытии информации. Аффилированность часто интересует различные контролирующие органы — ФАС, ФНС и другие», — объясняет Захаров.
Алексей Хотин ранее уже сталкивался с неприятностями из-за того, что его активы признали аффилированными. Банк «Югра» не получил господдержку в виде ОФЗ на 10 млрд рублей из-за того, что не смог снизить долю кредитования аффилированных лиц (в марте этого года банк отказался от нее). По оценкам Станислава Волкова, директора по банковским рейтингам RAEX («Югра» отказался от участия в рейтинге этого агентства), кредиты связанным сторонам составляли около трети портфеля банка. «В основном, это компании, сдающие недвижимость в аренду, и нефтяной сектор, — говорит Волков. — Сам банк этого не признает».
Отверженный Хотин: партнеры опровергают участие бизнесмена в нефтяном бизнесе
Экс-компаньоны владельца холдинга «Комплексные инвестиции» заявили, что бизнесмен не является собственником нефтяных активов, а компании, на которые потрачено около $1 млрд, теперь принадлежат им.