Верховный суд (ВС) во вторник приостановил производство по иску Минюста, который добивается приостановки деятельности Партии дела сроком на два месяца. Такое решение судья Олег Нефедов принял по просьбе представителей истца, которые вспомнили, что во время федеральной избирательной кампании приостановление деятельности или ликвидация партии не допускается. Представители ответчика против этого категорически возражали: по их мнению, в такой ситуации ВС должен был отказать Минюсту в удовлетворении заявленных им требований. Но в итоге суд просто отложил рассмотрение дела до официального объявления итогов президентских выборов-2024.
Иск о приостановке деятельности Партии дела Минюст подал в начале ноября: в ведомстве не признают итоги ее августовского съезда, который должен был исправить нарушения, выявленные ранее в ходе проверки (например, на официальном сайте партии председатель ее федерального совета Константин Бабкин упоминался как «лидер» организации). Также партии было предписано переизбрать рабочие органы и внести в устав изменения, приводящие его в соответствие с законодательством. 17 августа партия провела съезд, в решениях которого замечания были учтены, однако Минюст счел, что был нарушен порядок созыва съезда, а следовательно, его решения недействительны. Обсуждая возможность приостановки процесса, судья осторожно уточнил у представителей истца, не усматривают ли они оснований для снятия претензий, но услышал твердое «нет».
В Партии дела считают претензии Минюста абсурдными. «Они проверили все наши документы, в том числе решение о назначении съезда,— рассказал “Ъ” секретарь федерального совета партии Алексей Лапушкин.— Никаких претензий к этим документам не было предъявлено, мы получили акт проверки, провели съезд, сдали все документы в Минюст. А в сентябре получили отказ в перерегистрации устава со ссылкой на техническую опечатку в решении о назначении съезда. И вот на основании этой опечатки Минюст пытается приостановить деятельность живой партии, которая ведет активную деятельность, имеет региональных, муниципальных депутатов».
Представители партии возражали против отсрочки в рассмотрении иска и намерены обжаловать это решение. Кодекс административного судопроизводства не предусматривает такого основания для приостановки дела, отмечает господин Лапушкин: «Складывается ощущение, что Минюст или его отдельные сотрудники заварили кашу на ровном месте, а сейчас не знают, что с этим делать». А сегодняшнее решение ВС — это просто попытка спасти репутацию Минюста, полагает он.
Партия дела была основана совладельцем завода «Ростсельмаш» Константином Бабкиным в 2010 году, но получить регистрацию после двух отказов ей удалось лишь в 2012-м, после либерализации партийного законодательства. Своей основной целью партия провозглашает развитие несырьевого сектора экономики, а активность демонстрирует прежде всего в регионах: в частности, у нее есть муниципальные депутаты в Республике Алтай и Приморском крае, а минувшей осенью партия вела активную кампанию в Забайкалье, Якутии и Северной Осетии.
Такая «несанкционированная» активность и стала причиной повышенного внимания проверяющих структур к Партии дела, уверен электоральный юрист Антон Рудаков, ведь внезапное появление в региональных раскладах третьей, четвертой или даже пятой силы влияет на предсказуемость конечного результата. По всей видимости, существование еще одной партии предпринимателей не находит поддержки у федеральной власти, а в целом мы видим курс на уменьшение количества политических объединений, рассуждает эксперт. Поэтому паузу, которую взял Минюст, следует считать технической, и по окончании выборов процесс ликвидации Партии дела продолжится, предупреждает господин Рудаков.
"Партию дела" ловят на опечатках
Минюст по формальным причинам добивается приостановки деятельности партии.