Миллиардеры Александр Скоробогатько и Александр Пономаренко остались единственными активными российскими клиентами лоббистов в США, выяснили «Открытые медиа» из лоббистского реестра Сената США. За первую полугодие 2019 года они перечислили коммуникационной компании Qorvis MSLRGroup $110 тыс. Другие россияне и зарегистрированные в России организации лоббистским структурам в США в этот период не платили, хотя действующие контракты, судя по реестру, у некоторых структур сохранились.
Так, по состоянию на 22 августа 2019 года в лоббистском реестре есть данные о контракте Газпромбанка с юридической компанией Squire Patton Boggs, и о контракте Альфа-банка с BGR Government Affairs. Однако лоббисты Альфы еще весной сообщали, что никакой работы по этим контрактам в 2019 году не вели и вознаграждения по ним не получали. Более того, весной 2019 года представитель «Альфа-банка» уверял «Открытые медиа», что активного контракта с BGR у банка нет с 2015 года.
Скоробогатько и Пономаренко вместе с Аркадием Ротенбергом, который находится в «черном списке» Минфина США и под санкциями Евросоюза, владеют международным аэропортом Шереметьево. В 2017—2018 годах совладельцы аэропорта говорили о желании продать 10% доли в нём международному инвестору. Консультирует эту сделку американский банк JPMorgan Chase.
Компания TPS Avia на 34% принадлежат Ротенбергу, остальное — у семей Пономаренко и Скоробогатько. TPS Avia полностью контролирует ООО «Шереметьево холдинг», которое выступает учредителем различных структур аэропорта.
В январе 2018 года власти США поместили Скоробогатько и Пономаренко в «кремлевский список» приближенных к президенту Владимиру Путину бизнесменов. Это не означало введение санкций, но повышало этот риск. Весной 2018 года Скоробогатько и Пономаренко наняли лоббистскую и юридическую компанию Qorvis MSLRGroup, поставив перед ней задачу — улучшать российско-американские отношения.
Как выяснили «Открытые медиа», в 2018 году бизнесмены потратили на эту компанию $280 тыс., больше, чем другие российские клиенты американских лоббистов.
В третьем квартале 2018 года Пономаренко и Скоробогатько уточнили задачи для лоббистов. С тех пор они остаются неизменными. В их интересах Qorvis MSLRGroup следит за исполнением законодательных актов, регулирующих введение санкций: законом о противодействии врагам Америки (CAATSa), законом о противодействии влиянию России в Европе и Евразии от 2017 года, директивами исполнительной власти из-за событий на Украине, а также за указом Дональда Трампа от 12 сентября 2018 года. Этот указ дает администрации США возможность инициировать введение санкций за вмешательство в выборы США.
Кроме того, лоббистам Пономаренко и Скоробогатько поручено налаживать российско-американское взаимодействие по программам развития малого бизнеса, которые курирует Госдепартамент США (на сайте посольства США «Открытые медиа» обнаружили лишь одну благотворительную программу, подходящую под это описание — ежегодные гранты для малых предпринимателей). Наконец, лоббисты должны продвигать программы, которые приведут к улучшению авиасообщения между Россией и США.
В 2019 году Forbes оценивал состояния Пономаренко и Скоробогатько в $3,2 млрд на каждого.
В пресс-службе Шереметьево отказались от комментариев.
Партнеры Ротенберга остались единственными российскими клиентами лоббистов в США
Совладельцы Шереметьево опасаются антироссийских санкций, в том числе за вмешательство в выборы.