Лоукостер «Победа» вновь устроил громкий скандал. 28 октября с началом зимней навигации компания увеличивает цены на рейсы в Россию из зарубежных аэропортов на 25 евро (примерно 1800 руб. по текущему курсу). Для единовременного повышения это очень серьезно. По данным компании, средняя цена билета на международных линиях в прошлом году составляла 4500 руб. То есть речь идет о 40%-ном росте стоимости перелета.
Компания объясняет это необходимостью выполнять решение суда. «Победа» судится с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, которая требует запретить перевозчику взимать в зарубежных аэропортах с пассажиров плату за регистрацию на стойках аэропортов – те самые 25 евро. Иностранные аэропорты взимают с авиакомпаний отдельные сборы за регистрацию пассажиров на стойке. Перевозчики же перекладывают эти расходы на пассажиров, не желающих заранее самостоятельно зарегистрироваться на рейс. Российские аэропорты так не поступают, соответственно, и авиакомпании отдельных сборов с клиентов не взимают. Суд первой инстанции в апреле отказал прокуратуре, но Мосгорсуд 8 октября встал на ее сторону. Он указал, что «Победа» обязана соблюдать Федеральные авиационные правила, предписывающие авиакомпаниям обеспечивать регистрацию пассажиров и их багажа без дополнительной платы.
Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков возмущен: «Мы категорически против того, чтобы наши клиенты платили за услуги, которыми не пользуются!» По данным компании, 90% пассажиров за рубежом регистрировались самостоятельно и лишь 10% платили сборы.
По идее, эти цифры должны говорить о том, что размер индексации должен быть вовсе не 25 евро, а на порядок меньше. Ведь пассажиры самостоятельно регистрируются не только потому, что хотят сэкономить на сборе. Есть другие причины, например нежелание стоять в очереди на регистрацию. Рост цен на 4%, ну хорошо, даже на 10% вряд ли бы кто-нибудь заметил. А даже если бы и заметил, то вряд ли это произвело бы эффект разорвавшейся бомбы.
Но кажется, что менеджмент «Победы» добивался именно медийного эффекта. Такова стратегия компании – жестко и с максимальной оглаской отстаивать свои интересы. Не секрет, что российское авиационное законодательство очень косное, ведь писалось оно давно и не соответствует постоянно меняющимся реалиям. Авиакомпании буквально с боями добиваются изменений. Мы уже привыкли покупать билеты на самолет в интернете. А ведь в свое время авиаторы несколько лет убеждали власти дать им такую возможность. Лишь несколько лет назад в России были разрешены невозвратные билеты и безбагажные тарифы. И это привело к снижению цен на базовые тарифы авиакомпаний.
Только в этом году российские аэропорты получили право принимать электронные посадочные талоны. Но никаких преференций за пользование новой услугой пассажир не получает. Хотя понятно, что если отменить старые нормы, то и в России пассажиры смогут экономить на самостоятельной регистрации на рейс и проходе в самолет по электронному посадочному талону.
Всякий раз шестеренки государственной машины прокручиваются с таким скрипом, что иногда кажется: только хороший скандал способен ускорить прохождение документов по инстанциям. «Победа» может себе это позволить. Ведь ее материнская компания – сам «Аэрофлот». Цель национального перевозчика – вместе со своими «дочками» в 2023 г. перевезти 100 млн пассажиров. По сравнению с 2018 г. (55 млн) это предусматривает почти двукратный рост. При этом «Победа» растет быстрее всех. Ее пассажиропоток и в 2018 г., и в 2019 г. увеличивался в 1,5 раза. Компания начала полеты всего четыре года назад. Но уже в этом году стала четвертым по величине перевозчиком, а если будет расти нынешними темпами, то в следующем году выйдет на 3-е место, опередив другую «дочку» «Аэрофлота» – «Россию». При этом, несмотря на все скандалы, у «Победы» самая высокая среди российских регулярных перевозчиков занятость кресел – 93,8%. И повышение цен вряд ли что-либо изменит. Ведь на большинстве направлений билеты «Победы» все равно останутся самыми дешевыми.
Пассажиры заплатят «Победе» за проигрыш в суде
Авиакомпания будет брать дополнительные 25 евро со всех международных пассажиров, а не только с тех, кто регистрируется на рейс в аэропорту.