Корпоративный конфликт, который разгорается внутри Петербургского нефтяного терминала (ПНТ), стоит особняком среди множества подобных историй. За скупыми формулировками судебных заседаний и исков сторон скрывается триллер, аналогов которому в российском бизнесе до сих пор не было.
Остроты сюжету придают и странная смерть начальника личной охраны бывшего владельца ПНТ Сергея Васильева, и недопуск полиции к освидетельствованию якобы серьезно больного бизнесмена, и панический захват руководящих должностей на предприятии. Об этом пишут питерские СМИ — и именно об этом свидетельствует последовательность фактов на протяжении истории, начавшейся в январе 2022 года.
Ради чего в спешном порядке затевать сложный и суетливый спектакль, если есть завещание, по которому все, положенное супруге Сергея Васильева Елене, непременно достанется ей? Или где-то лежит документ, по которому жене не оставлено ни доллара из огромного состояния бизнесмена, а все отписано, к примеру, детям?
Успешный бизнес и дружная команда
ПНТ — одно из самых значимых предприятий в отрасли. Терминал начал работу в 1996 году на месте Нефтеналивного района Ленинградского порта. Сейчас это крупнейший российский терминал по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе (пропускная способность — 12,5 млн т в год), а также крупнейшая стивидорная компания Большого порта Санкт-Петербург. ПНТ является стратегическим партнером Смольного. До 2022 года Васильев являлся 50-процентным собственником, другие 50% принадлежат Михаилу, Евгению и Полине Скигиным.
С начала нулевых годов терминал представлял собой морской порт, который занимался перевалкой нефтяных грузов. У порта было два акционера — кипрская компания TUJUNGA ENTERPRISES LIMITED и MOBALCO HOLDINGS LIMITED. Акции TUJUNGA LTD принадлежат Михаилу Скигину, Евгению Скигину и Полине Скигиной, которые получили их в наследство от отца Дмитрия Скигина — известный питерский бизнесмен скончался в 2003 году от рака. MOBALCO HOLDINGS LIMITED все эти годы представлял исключительно Сергей Васильев, не менее «легендарный» предприниматель.
До 2022 года распределение ролей в управлении терминалом можно было приводить в качестве примера эффективной и дружной команды. С начала 2000-х оперативное управление осуществлял Михаил Скигин, общими вопросами и «политикой» занимался Сергей Васильев. Михаил полностью взял дело отца в свои руки, возглавил совет директоров, был председателем в течение 20 лет.
Слишком дорогой подарок
Летом 2023 года произошло событие, которое стало неожиданным для нефтяного бизнеса не только Санкт-Петербурга, но и России в целом. Питерские СМИ даже назвали его «уходом эпохи». Сергей Васильев вдруг вышел из нефтяного бизнеса, подарив свои 50% акций стоимостью 10 млрд рублей супруге Елене.
Это вызвало много вопросов в бизнес-кругах. Дело в том, что история обретения Васильевым акций терминала тянется с 90-х — доля в ПНТ досталась ему слишком тяжело, чтобы от нее отказаться. Подобный поступок совсем не в стиле бизнесмена — такое просто невозможно себе представить, поясняет источник «РосБалта» в нефтяных кругах. Причины произошедшего, впрочем, можно легко понять, выстроив ряд событий, предшествовавших факту дарения, в логическую цепочку.
«В слишком тяжелом состоянии»
В январе 2022 года, как писали СМИ, Сергей Васильев был обнаружен на полу без сознания начальником личной охраны Олегом Ромашко в апартаментах на Каменноостровском проспекте 44 (покои эмира Бухарского с конца 90-х принадлежат бизнесмену). Предпринимателя увезли в дежурную больницу, где его спасали уже в реанимации. С этого дня легенду Питера никто не видел — о его состоянии общественности известно исключительно со слов супруги. Через некоторое время по рынку портового направления поползли слухи о том, что бизнесмен якобы в «слишком тяжелом состоянии», рассказывает наш источник в нефтяных кругах.
Новая звезда питерского бизнеса
27 июля 2023 года РБК со ссылкой на «Фонтанку» сообщил о том, что акции Петербургского нефтяного терминала миллиардера Сергея Васильева перешли его жене.
«В СПАРК эти изменения не отражены, но, по сведениям из материалов суда, Елена Васильева уже в мае 2022 года добилась перевода акций ПНТ сперва с кипрского офшора лично на мужа (сделку оформлял корпоративный секретарь АО), а к декабрю оформила дарственную от Сергея Васильева на себя лично», — писала «Фонтанка». «По бухгалтерской стоимости чистых активов. Согласно последней отчетности, это 12,4 млрд рублей. А 50%, доставшиеся Елене Васильевой, выходит, 6,2 миллиарда. Этот метод не учитывает перспектив бизнеса и потенциальных заработков. Есть прием посложнее — чистая прибыль с неким мультипликатором. В портовой среде за базу можно взять коэффициент 5, и тогда стоимость бизнеса грубо можно оценить в 20 миллиардов. А значит, дар супруге от заболевшего Сергея Васильева оценивается уже в 10 миллиардов», — отмечали 47news.
Более того, по словам нашего источника, близкого к семье Васильевых, Елене было передано все имущество, право распоряжаться всеми счетами, а это «более $300 млн». «И все это было передано единомоментно», — подчеркивает собеседник «РосБалта».
Подписи на дарственной, первая смерть и вывод активов
Как поясняют юристы, в случае, если человек тяжело болен, недееспособен, но «существует доверенность на подачу соответствующих документов», личное присутствие дарителя не требуется. Однако в арбитраж, по словам наших источников, до сих пор не предоставлены оригиналы документов, не удовлетворена ни одна подобная просьба судьи. Иск по признанию недееспособности Сергея Васильева (за него решение о передаче акций мог бы принять опекун) не подавался. Фактов выделения супружеской доли на раздел имущества за весь брачный период тоже нет.
В таком случае передачу акций вполне возможно оформить с помощью так называемого рукоприкладчика — он нужен тогда, когда человек неспособен физически поставить подпись, но может явно выразить свою волю. «Это происходит в присутствии нотариуса, и это важный момент», — поясняет наш источник в правоохранительных органах. В истории с ПНТ рукоприкладчик фигурирует. А вот подписи нотариуса, который работал с Сергеем Васильевым много лет, под документами нет — он в процедуре участвовать отказался.
Нотариус стал не единственным близким Васильеву человеком, который был устранен от дел семьи по своей или чужой воле. Тот самый начальник охраны Олег Ромашко, который обнаружил бизнесмена на полу, после многих лет службы был неожиданно уволен, а через два дня найден мертвым в своей квартире в Санкт-Петербурге.
Новая власть
В течение 2022 года обстановка в ПНТ была спокойной. «У Михаила всегда были прекрасные отношения с Сергеем Васильевым, они были партнерами в течение 20 лет, с того момента, как Дмитрий Скигин умер. Михаил — по своей природе очень адекватный, доверяющий партнерам человек. Поэтому когда в терминал „зашла“ Елена от имени Сергея, то, посомневавшись, на основе безграничного доверия к партнеру отца он принял решение выполнить ее просьбы», — рассказывает источник, близкий к ситуации.
Васильева попросила «всего лишь» поменять «конфликтного» директора Валерия Хона на кандидатуру, предлагаемую ею. «Конфликтным» Хон якобы стал для Елены потому, что пытался заставить члена совета директоров и финансового директора ПНТ Андрея Кабанова получить финансовое образование, добавляет собеседник «РосБалта». Вторая просьба касалась включения самой Васильевой «заодно» в совет директоров. «Они думали, что на этом все вопросы будут улажены, и терминал спокойно продолжит работать. Но история только начиналась…», — рассказывает источник.
На следующем этапе Елена заняла пост председателя совета директоров — ее выбрал новый состав совета.
Дестабилизация бизнеса
Одними из первых решений Васильевой на посту стало расторжение контракта с ключевым многолетним партнером ПНТ — ООО «Компания топливных технологий», которая обеспечивала основную нагрузку терминала, — и заключение договора с ООО «ПНТ-Сервис», зарегистрированным несколькими месяцами ранее. Как свидетельствует база арбитражного суда, один из исков от других акционеров — братьев Скигиных — оспаривает это решение.
Председателем совета директоров нового трейдера является тот же Андрей Кабанов, человек якобы без финансового образования. «Он стал директором, начал заключать контракты. То есть это компания, которая будет потенциально получать десятки миллиардов рублей в год чистой прибыли! Хорошо хоть продали акции за один миллион рублей самому ПНТ, сделав АО „ПНТ-Сервис“ дочерним обществом», — рассказывает юрист, знакомый с ситуацией.
Так что же все-таки с Васильевым?
Летом 2023 года в ситуацию вмешались правоохранительные органы. Как писала «Фонтанка», 17 августа полицейские приехали в роскошный дворец Сергея Васильева в Вырице (поселок под Гатчиной) и попытались выяснить, в каком состоянии находится бизнесмен на самом деле. «Достаточно долго шли переговоры через решетку великолепных ворот в поместье (пройти насильно визитеры не могли — нет возбужденного уголовного дела). В результате Сергея Васильева вывезли на кресле в присутствии адвокатов Елены Васильевой и показали сотрудникам издалека. Был опрошен лечащий медик, который подтвердил, что какие-либо вопросы больному задавать бессмысленно», — сообщило издание.
Вопросы без ответов
Не много ли в этой истории странностей и нестыковок? Кажется, будто у властей не вызывает вопросов, каким образом акции гигантского стратегического предприятия, партнера Смольного, оказались в руках Елены Васильевой.
Почему легенда питерского бизнеса не выходит из дворца в Вырице, с ним никто не общался с 2022 года, но он подписывает документы, а полицию к нему не пускают? Почему с приходом Елены Васильевой на пост руководителя, владеющего акциями ПНТ, против других акционеров начинается грязная информационная кампания в СМИ и телеграм-каналах?
В целом ситуация не выглядит безобидной для экономической безопасности страны.
Петербургский нефтяной терминал попал в руки зомби
Одиозный совладелец ПНТ Сергей Васильев мог умереть, но руководить хозяйством он не перестал.