Зампредседателя Петроградского суда Татьяна Мазнева удовлетворила право петербургского бизнесмена Клигмана на забвение и велела поисковым системам прекратить выдачу публикаций о нем. Информацию СМИ суд признал недостоверной на основе внутренних убеждений. Уходит мода на иски о защите чести и достоинства. Есть более простой способ избавиться от малоприятного прошлого.
Год назад миллиардер Евгений Пригожин в попытке зачистить Интернет обжегся на эффекте Стрейзанд. Его желание удалить из поисковиков неблагозвучную информацию о себе настолько разожгло любопытство публики к фабрикам платных троллей, миллиардным контрактам от Минобороны и прочим «непрофильным» активам ресторатора, что почти двадцать исков к «Яндексу» были отозваны за бессмысленностью.
Чего не смог пионер Пригожин, то удалось бизнесмену Илье Клигману. С конца 2000-х годов он упоминался в срезе двух шумных уголовных дел – против «ночного губернатора» Кумарина и начальника ГСУ СКР Дмитрия Довгия. Клигману молва также приписывала кураторство над банками, попадавшими в неприятные ситуации. Изредка упоминалась его удачная женитьба на дочери ныне покойного вице-губернатора Владимирской области Веретенникова. Клигман побыл под арестом по экономическому делу, дал показания на Барсукова, получил приговор за приготовление к ложному доносу. Запустил платежную систему и производство терминалов, но прогорел. Сейчас он руководит компанией «Петроюнион». Его супруга тоже занимается бизнесом. Живет пара на Петроградской стороне.
Публикаций о Клигмане – десятки. В основном, перепечатки. Локомотивами нежелательной информации являются «Росбалт» и «Moscow Post». Бизнесмен воспользовался поправками в закон «Об информации», которые обязывают операторов поисковых систем прекращать выдачу ссылок на информацию, которая представляется герою недостоверной, неактуальной, утратившей для него значение. Клигман вооружился недостоверностью и подал пять исков к Яндексу, Google, Мэйл.ру и даже ООО «Рамблер Интернет холдинг», которое оператором не является. Весь контент на rambler.ru формирует «Яндекс».
Дела поступили Татьяне Мазневой, назначенной в апреле 2016-го на должность зампреда Петроградского суда. Три года назад, в статусе судьи Фрунзенского суда, она сохранила Владимиру Барсукову 305 млн рублей.
В частности, Илья Клигман требовал у операторов прекратить выдачу ссылок на статьи «Клигман И.В. скупился на нал», «Удача взяткодателя» и «Как бухгалтер «Тамбовских» ушел от МВД РФ».
Процедура забвения обязывает до подачи исков в суд обратиться непосредственно к поисковику и указать основания, по которым выдача ссылок должна быть прекращена. Такие обращения от Клигмана поступали, но операторы посчитали, что им не предоставлены доказательства недостоверности изложенных в публикациях сведений.
Судья пришла к противоположному выводу.
«Клигман не привлекался к уголовной ответственности за преступления, описываемые в статье «Удача взяткодателя» (ст.ст.210 и 291 УК РФ), судимостей за совершение данных преступлений не имеет, условное осуждение по статье 306 УК было отменено, судимость снята».
Иными словами, поисковикам можно выдавать только вечную истину, которая никогда не потеряет актуальность. Сам факт уголовного преследования может через несколько лет быть признан недостаточно достоверным.
Свое мнение Татьяна Мазнева высказала и насчет объема необходимой к удалению информации. Если, например, по искам о защите чести и достоинства рассматриваются отдельные высказывания и суждения, то в делах о забвении под угрозу ставятся статьи целиком хотя бы за одно неверное слово.
«Суд полагает, что установление факта недостоверности любой информации, доступ к которому предоставляется по ссылке, является основанием для прекращения выдачи ссылки на такую страницу сайта, поскольку иной подход, в принципе, исключает возможность прекращения выдачи ссылок на недостоверные сведения», – указано в решении Петроградского суда.
Иски удовлетворены и к «Рамблеру». Суд обязал его и операторов прекратить выдачу десятков ссылок о Клигмане.
В пресс-службе «Яндекса» «Фонтанке» прокомментировали тяжбу операторов поисковых систем с бизнесменом:
«Решения по пяти делам действительно были вынесены в пользу истца. Мы не согласились и подали жалобы в Санкт-Петербургский горсуд.
Мы неоднократно говорили, что Яндекс не может самостоятельно проверять достоверность или недостоверность информации. Одного указания заявителя недостаточно. Кроме того, в соответствии с законом мы не может исключать из результатов поиска ссылки, если там содержится информация о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость. В данном случае нам не было представлено никаких доказательств недостоверности информации и снятии судимости. Считаем, что наш отказ при таких обстоятельствах был полностью обоснован.
Наши жалобы были поданы по всем пяти делам. Два дела уже были рассмотрены Санкт-Петербургским городским судом и разрешились в нашу пользу. Оставшиеся три дела будут рассматриваться 15 и 17 августа».
По данным оператора, по сегодняшний день суды в России вынесли решения по 43 искам. По 33 решения вынесены в пользу «Яндекса». По двум истцы сами отказались от исков. В остальных случаях суд оставил исковые заявления без рассмотрения по причине неявки истцов или несоблюдения ими требования закона при направлении первоначального заявления в «Яндекс».
В публикациях о Клигмане упоминался также председатель правления Геобанка Михаил Сахин. Они оба подали в Петроградский суд иски к СМИ о защите чести и достоинства. Их также рассматривает Татьяна Мазнева, и ей принадлежит еще одно ноу-хау. Еще до принятия решения она в качестве обеспечительной меры велела поисковикам прекратить выдачу ссылок на спорные публикации. Санкт-Петербургский горсуд счел это решение не соответствующим закону и отменил его.
Петербургский суд указал путь к забвению
Впервые в России суд приказал «Яндексу» зачистить Интернет от информации о конкретном человеке. Петербургский бизнесмен Илья Клигман добился того, что не удалось могущественному ресторатору Пригожину.