Известный холдинг «Бразерс и компания», владеющей ресторанами «Сбарро», «Елки-Палки», «Восточный Базар» и другими, получил иск о признании его банкротом. Иск подала сотрудница «Бразерс и компания», и связан он с требованием о единовременной денежной компенсации. А зимой работники компании начали забастовку в связи с долгами по зарплате. Все это дает повод говорить о том, что дела в «Сбарро» идут не лучшим образом.
Дело о невыплате зарплаты
Бренд «Сбарро» действительно в последнее время ассоциируется не столько со вкусом образцов кулинарии солнечной Италии, сколько с протестами и почти что забастовками (по-итальянски, в том числе) работников этой ресторанной сети.
В начале февраля Останкинский межрайонный прокурор Москвы возбудил административное дело против «Бразерс и компания» по фактам нарушения трудового законодательства. Прозвучало требование также возбудить дело по статье «невыплата зарплаты», поскольку проведенная надзорным ведомством проверка показала: рестораны должны своим работникам 1,3 миллиона рублей невыплаченной зарплаты.
Вскоре после этого пресс-служба холдинга сообщила, что удалось погасить почти 80 процентов зарплатных долгов, и ситуация с выплатами «стабилизировалась». Однако по оценке представляющего интересы работников компании профсоюза «Новопроф» Ивана Милых, задолженность погашена лишь на 30 процентов.
При этом нет оснований говорить, что компания находится на грани финансового краха. Руководство компании «Г.М.Р. Планета гостеприимства», в которую входят все 148 ресторанов «Сбарро», действующих в России на основе франчайзинга, еще два года назад сообщало, что холдинг заработал в 2012 году аж 7,2 млрд рублей.
Владеет компанией бизнесмен Мераб Елашвили. Первые свои капиталы он заработал в 1990-е годы на импорте товаров из-за границы, в том числе любимых несколькими поколениями детей «Киндер-сюрпризов». Импортировались в Россию также колбасы и сосиски из Германии, печенья из Франции и т.п. Елашвили давал немало интервью, и достаточно часто подчеркивал, что команда является самым большим активом компании «Г.М.Р. Планета гостеприимства».
Потовыжималка
Однако, если судить по рассказам тех, кому довелось поработать в этой сети, отношение руководства компании к этому самому ценному активу, мягко говоря, странное.
К примеру, одна из бывших сотрудниц «Сбарро», если верить «исповеди», опубликованной на сайте социальной сети трудовой взаимопомощи «Антиджоб», называет работу в «Сбарро» «адом кромешным», в котором постоянно практикуются переработки, за которые никто не платит, где управляющие и менеджеры работают и в будни и выходные без перерыва, где рабочий день – 12 часов. И все это – за 40 тысяч рублей в месяц.
«Итог - это клоака. Потовыжималка. Ад. Платят мало, хотят много», - пишет бывшая сотрудница «Сбаррро» .
И подобных откровений в сети – весьма много. Кому интересно, могут взглянуть на самую настоящую протестную галерею на портале «Медуза», где работники «Сбарро», если, конечно, довериться этой информации, подробно рассказывают о том, с чем приходится мириться сотрудникам ресторанной сети.
Ситуация усугубляется тем, что при найме работников сеть «Сбарро», по всей видимости, самым активным образом применяет так называемые «схемы заемного труда».
«Официально нас наняла на работу компания-посредник, она называлась "Профцентр", — говорит один из работников "Сбарро". — По договору все выплаты производит эта компания, а "Сбарро" вообще никак не фигурирует».
«Схемы заемного труда» - это когда работник заключает трудовой договор с одной фирмой, а та его «дает в аренду» другой. В результате человек оказывается перед своим реальным работодателем абсолютно бесправным. Потому что у реального работодателя такой человек в списках (штатном расписании) просто не значится. С ним можно делать все, что угодно. А формальный наниматель тоже ни за что не отвечает. Потому что у него просто нет никакого производства. Очевидно, единственное, что может сделать в такой ситуации притесняемый работник - уволиться. Но у него возникнет, скорее всего, проблема с получением зарплаты.
С нынешнего года действует закон, запрещающий «заемный труд». Однако, по мнению лидера профсоюза «Новопроф» Ивана Милых, ситуация не очень изменилась: де-факто новый закон заемный труд не запрещает.
«Черта с два это ресторан!»
И все же, в чем причина того, что появившийся в России почти десять лет назад бренд, окрашенный в цвета итальянского флага, начав победный марш (рестораны «Сбарро» есть почти во всех крупных российских городах), оказался в столь незавидном положении?
У руководства компании есть свое видение ответа на этот вопрос. Прямо скажем, не оригинальное. Например, начальник управления по повышению эффективности бизнеса «Планеты гостеприимства» — оператора бренда Sbarro в России — Роман Воробьев уверен, что причиной всех невзгод стало российское продуктовое эмбарго, рост курса доллара, увеличение арендной платы в торговых центрах, где размещены точки «Сбарро».
Но, следуя такой логике, неизбежен вывод, что сегодня в стране дружно должны загибаться все франчайзинговые сети ресторанов быстрого питания. Проблемы-то у них – те же. Однако ведь это не так. У «Сбарро» есть конкуренты, которые уже не один десяток лет не только уверенно занимают свою нишу на рынке, но и успешно двигаются вперед.
Опыт показывает, что у тех предприятий, где к работникам относятся плохо, всегда возникают проблемы и с организацией труда и с конечным продуктом. И, похоже, «Сбарро» здесь не исключение.
С тем, как могут оценивать клиенты деятельность компании, нетрудно ознакомиться, если довериться сайтам отзывов о работе «Сбарро». Вот некоторые из них.
«Все не как раньше, очереди раздражают... Туалет на замке (только с чеком-картой) раздражает - внутри все равно антисанитария...»
«Сама пицца невкусная, никогда не беру ее, тесто толстое, начинки мало... Правда, «Сбарро» дорожает постоянно, там уже цены очень близки к ценам обычных кафе, а не фастфуда, так что скоро проще будет пойти на те же деньги в кафеху».
«Ресторан «Сбарро» позорит итальянскую пиццу как только можно. Огромные, толстые куски пиццы, где совсем не чувствуется начинки – вот что такое пицца в «Сбарро»».
Или еще отзыв, доверять которому или нет, каждый должен решить сам:
«Я вообще не понимаю , как это место у кого-то язык поворачивается назвать "рестораном"! У меня понятие ресторана состоит в том, что там всегда вежливое обслуживание, вкусная еда, за которую не жалко заплатить энную сумму. А что мы имеем в Сбарро? Да ничего из вышеперечисленного.»
Поневоле напрашивается предположение, что главные проблемы российской сети «Сбарро» в том, что руководство компании вместо развития новых производственно-управленческих схем, совершенствования ассортимента и качества продукции, придумывания новых форм обслуживания клиентов сделало ставку на банальное «выжимание соков» из своих работников. То есть поставило главной целью не развитие, не перспективу, а получение сиюминутной выгоды. Пожалуй, вот он – секрет неуспеха.
Пицца на вылет
Почему некогда успешная сеть ресторанов «Сбарро» оказалась на грани банкротства.