Как пояснил глава ведомства Алексей Улюкаев, нефтяную компанию могут продать по кускам. Это предложение дает шанс получить свою долю в нефтяном пироге тем участникам, которые ранее не рассматривались в качестве основных претендентов на актив. И среди них – долларовые миллиардеры родом из Белоруссии – отец и сын Юрий и Алексей Хотины.
Есть такие кандидаты!
Министр экономики Алексей Улюкаев озвучил новое предложение по приватизации «Башнефти». Продать госпакет несколькими лотами. Иначе говоря, реализовать по кускам. Идея с точки здравого смысла сомнительна, ведь хотели продавать контроль в нефтяной компании, а это всегда дороже, чем небольшие доли. Здравый смысл в этом контексте – выгода для бюджета, истерзанного дефицитом. Зато бенефициарами могут стать компании и стоящие за ними персоналии, которым очень хотелось поучаствовать в дележе «Башнефти», но сил на покупку не хватало. В ходе приватизации «Башнефти» было несколько спойлеров, то есть структур, которые явно собирались лишь для вида поучаствовать в конкурсе. Но есть интересанты, которым, возможно, выгодна покупка именно небольшого пакета. Хороший актив. Не так дорого как контроль. И, вообще, престижно.
Вряд ли среди этих претендентов можно всерьез рассматривать, например, такую компанию как «Татнефтегаз». Уставный капитал в 4,5 млн руб. (дешевле квартиры в столице), отсутствие активной деятельности. Зато куда более пристального внимания требует иной кандидат, точнее тандем кандидатов – отец и сын Юрий и Алексей Хотины. Эти выходцы из Белоруссии последнее время ведут активную деятельность именно в нефтяной отрасли. До некоторого времени семейство Хотиных было известно лишь узкому кругу профессионалов. Но неожиданно они начали набирать очки.
Хотин энд сан оф Хотин
О Юрии Хотине и его сыне Алексее до последних лет было практически ничего неизвестно. Тем удивительное оказалось прошлогоднее открытие: бизнесмены скупили значительную часть московской недвижимости, причем очень лакомые куски. Самой громкой покупкой стало приобретение гостиницы «Москва» у структур Сулеймана Керимова. Кроме того, СМИ выяснили, что им принадлежит знаменитый ТЦ «Горбушкин двор», более известный как «Горбушка». Общая же площадь столичной недвижимости Хотиных - 2 миллиона квадратных метров. Их стоимость до девальвации и до покупки «Москвы» оценивалась в 2 миллиарда долларов, а годовой доход от ренты в 320 миллионов.
При этом в журналисткой среде не знают даже как выглядят Хотины – нет ни одной достоверно подтвержденной фотографии. Журналу Форбс как-то удалось дозвониться до Алексея Хотина, который, по данным источников, управляет семейными активами. Но бизнесмен быстро свернул разговор и ограничился возмущенными вопросами, откуда журналисты узнали его телефон. Судя по некоторым публикациям, в компаниях этих предпринимателей царит железная армейская дисциплина. И есть информация, что помощь им оказывают персоны, связанные с российскими спецслужбами.
Звезды шоу-бизнеса в Узбекистане обратились к гражданам республики и призвали их не верить информации о серьезном ухудшении состояния здоровья президента страны Ислама Каримова и пожелать ему долгих лет жизни.
Скажи мне, кто твой Хотин
Среди тех, кого считают друзьями Юрия и Алексея Хотиных, СМИ упоминают имя бывшего главы отечественного МВД, непримиримого борца с «оборотнями в погонах» и экс-лидера «Единой России» Бориса Грызлова (при этом журналисты не забывают упомянуть, что тот со школы дружит с бывшим руководителем ФСБ, а ныне секретарем Совбеза Николаем Патрушевым). Также среди хороших знакомых Хотиных называют главу Сбербанка Германа Грефа. Все это вполне естественно для российского бизнеса. Хочешь вести здесь крупные дела – дружи с силовиками и банкирами. Кстати, хватит и первых, потому что они умеют уговаривать вторых. Например, по информации Форбс, Грызлов звонил неким банкирам и просил их выдать кредит Хотиным. А по информации Ведомостей, телефонным правом в интересах семьи Хотиных пользовался и бывший глава Совета Федерации
Сергей Миронов. Он, якобы, решал вопросы с Германом Грефом. Впрочем, сам Миронов это опроверг.
При этом достоверно неизвестно, каким образом бизнесменам удалось добиться таких высот в России. Юрий и Алексей Хотины некогда торговали косметикой в Белоруссии, а потом начали ее производить. В 1990-х коммерсанты перебрались в Москву, где начался их настоящий взлет. По некоторым данным, помогла дружба с женой Юрия Лужкова Еленой Батуриной. Отсюда успехи на рынке столичной недвижимости, а также помощь московских силовиков. Рассказывают, что в ходе передела собственности на Московском мыловаренном заводе вместе с Хотиными на собрание акционеров пришли бойцы ОМОНа. Упоминается и участие в этой истории на тот момент главы московской милиции
Владимира Пронина.
Не все то золото, что не черное
Наверное, в жизни каждого уважающего себя крупного российского бизнесмена настает минута, когда он понимает, что все в отечественном бизнесе тлен, кроме нефти. Самая маржинальная отрасль страны, разумеется, не осталась без внимания семьи Хотиных. Еще в 2010-м они купили месторождение Майорское за 15 миллионов долларов. Что характерно, прежний собственник, компания «Газ и Нефть», оценивала этот актив в 2 раза дороже. Спустя 2 года они купили у Сбербанка нефтяную компанию «Дулисьма», на этот раз примерно за 100 миллионов долларов. У компании еще до продажи была льгота на экспорт нефти. А вскоре после сделки ее продлили. Минфин, кстати, оценил потери бюджета от этой льготы почти в 100 миллиардов рублей. Последние годы Хотины активно скупали нефтяные предприятия и стали достаточно весомым игроком на этом рынке. Но для того, чтобы получить звание «нефтяных королей», не хватает по-настоящему крупного актива.
Как известно, даже самый лучший клубный футболист не может считаться легендой, пока в составе национальной сборной не выиграет Кубок мира или хотя бы Европы. На нефтяном рынке ситуация примерно такая же, только вместо Кубка – ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания, крупный игрок на рынке). Но дело в том, что покупать-то сейчас особо нечего. Все самые лучшие активы давно распределены, и значительная часть находится в государственной собственности. У того же, кто хочет войти в самый главный пул российского бизнеса, остался, пожалуй, единственный шанс - покупка «Башнефти». Правительство намерено продать контроль в компании примерно за 300 миллиардов рублей. Новому владельцу достанется компания с самым вкусным на сегодняшний день российским традиционным месторождением им. Требса и Титова. Еще весной СМИ выяснили, что Юрий и Алексей Хотины могут претендовать на этот актив.
Но вскоре за него разгорелась жаркая борьба между «Роснефтью» и «Лукойлом». Схватка окончилась ничьей, правительство отложило приватизацию. А затем первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что на первый план теперь выходит продажа госпакета в «Роснефти». Для тех, кто имеет доступ к информации на самом верху, это вряд ли являлось секретом. Так может быть поэтому (судя по отсутствию активности в СМИ), Хотины и не вмешивались в борьбу за «Башнефть»? Ведь это отличная стратегия, которой можно поучиться у дикой природы. Представьте себе схватку двух львов за сочащуюся горячей кровью, только что убитую антилопу. И пока могучие хищники увлеченно дерутся, незаметно появляется еще один участник событий, пусть не такой мощный, зато очень хитрый. И когда те, кто считают себя царями зверей, закончат выяснять отношения, окажется, что антилопа давно съедена по кускам. Приходите, как говорится, завтра.
Почему Юрий и Алексей Хотины не вмешивались в борьбу за «Башнефть»
Министерство экономического развития придумало новую схему продажи «Башнефти».