Были времена, когда Якушев и Якунин жали друг другу руки. Сейчас жители Ишима гадают, как себя поведет губернатор по отношению к ведомству влиятельного питерца. Ведь избирателей травят ядами.
В редакцию Znak.com обратился сотрудник Ишимского механического завода (ИМЗ), 100-процентной «дочки» РЖД. По его словам, вот уже более года на территории предприятия незаконно сваливаются твердые бытовые отходы, отравляющие окружающую среду. До недавних пор эти отходы (оксид карбида) принимал на свою свалку местный Водоканал, однако с осени 2012 года предприятие перестало оказывать свои услуги ИМЗ якобы из-за токсичности мусора. Сразу после этого руководство, сообщают нам, приняло решение сваливать отходы на территории предприятия.
«Это было решение руководства, – рассказывает мастер транспортного цеха ИМЗ Сергей Плешко. – Оно дало команду производить захоронения. В земле за кислородным цехом была выкопана яма примерно на 25 кубов, в которую начали сливать карбид».
По словам Плешко, 30 мая 2013 года в яму слили 6,24 тонны отходов; 6 августа того же года – 19,2 тонны; 16 августа – 7,56 тонны; 12 ноября - 12 тонн. В общей сложности – около 45 тонн.
Один из гражданских активистов Ишима, Владимир Воронин, утверждает, что свалка находится неподалеку от частного сектора, где жители пользуются колодцами для добычи воды. По его словам, карбид мог отравить грунтовые воды и нанести вред здоровью жителей. Сергей Плешко, впрочем, не уверен, что ситуация настолько опасна, но подтверждает, что рядом с территорией завода живут люди.
Как рассказывают наши собеседники, о решении руководства завода вскоре узнало начальство – в частности, информация об этом поступила в СвЖД. После этого, говорит Сергей Плешко, директор завода Евгений Федоренко отдал несколько распоряжений. Первое – яму зарыть и забросать снегом, чтобы замести следы в случае возможной проверки. Второе – вкопать рядом цистерну и сливать отходы уже в нее. Третье – заключить договор с фирмой, вывозящей твердые бытовые отходы. Все три были выполнены. Правда, утверждает мастер транспортного цеха, последнее – только на бумаге.
«Договор был заключен фиктивный, – утверждает Сергей Плешко. – Деньги за утилизацию ни разу не перечислялись, и машина фирмы ООО «Экология-сервис Курган», с которой якобы заключено соглашение, у нас ни разу не появлялась. Хотя, насколько мне известно, чтобы себя прикрыть, наш начальник подписал какие-то платежки задним числом».
В СвЖД нам сообщили, что знают о ситуации. Но видят ее несколько в ином свете. «Открытое акционерное общество «Ишимский механический завод» является дочерним обществом ОАО «РЖД», – говорится в официальном ответе железнодорожников на отправленный Znak.com запрос. – Предприятие занимается изготовлением секций радиаторов охлаждения для тепловозов, запасных частей для подвижного состава железнодорожного транспорта. В процессе производства образуются отходы – шламы от сварочных и других работ (основной компонент – карбид кальция, который при соединении с водой разлагается, образуя ацетилен и гидроксид кальция – гашеную известь). Данный вид отходов относится к пятому классу опасности (малоопасные отходы) и практически не представляет угрозы для экологии. Ранее такие отходы вывозились на специализированный полигон вблизи города Ишима, однако объект некоторое время назад был закрыт. В настоящее время Ишимским механическим заводом разработана соответствующая документация и заключен договор с ООО «Экология-Сервис» (Курган) на утилизацию отходов производства. Составлен график вывоза отходов по мере их накопления».
РЖД признает факт временного хранения отходов в специальной емкости на территории завода. Вывоз их ожидается в ближайшее время, а оплата этих работ уже произведена. Во втором квартале 2014 года ОАО «ИМЗ» должно перейти на альтернативную технологию производства, исключающую появление данного вида отходов.
Кстати, Сергей Плешко обратился с жалобой и в Роспотребнадзор. Как объяснила корреспонденту Znak.com начальник Свердловского отдела по железнодорожному транспорту регионального управления этой структуры Татьяна Матвеева, расследование сейчас «продвигается, как ему и положено». Пока проверка на заводе не производилась, но это должно произойти в ближайшее время. «Я только что получила командировочные, – объяснила Татьяна Николаевна. – Не могу же я поехать в Ишим на велосипеде. После проверки мы решим, что делать дальше. Дело либо будет передано в суд с тем, чтобы виновные понесли административное наказание, либо мы его закроем. На данном этапе я думаю, что будет суд. У нас уже есть предварительные договоренности с природоохранной прокуратурой Тюменской области, где пообещали нам всяческую поддержку. Местная экологическая инспекция достаточно беззубая, а вот прокуратура – другое дело».
Правда, госслужащая почему-то считает, что ИМЗ «не имеет отношения к РЖД». «Я поняла это из их документов, – сообщила она. – Раньше, в советское еще время, завод принадлежал Министерству путей сообщения, но теперь это самостоятельная единица, РЖД просто обеспечивает их заказами».
Депутат Госдумы от Тюменской области Максим Шингаркин (зампред комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии) заявил, что не знает конкретно об этой истории, но готов вмешаться и отправить запрос в Росприроднадзор. «Обращение в Роспотребнадзор тут бессмысленно, – считает депутат. – Вообще, исходя из имеющейся информации, трудно однозначно сказать, наносится ли ущерб природе. Нужны сотни тысяч тонн карбида, суперзахоронения, промышленные свалки, чтобы говорить о каком-то катастрофическом характере нарушений. По закону предприятие (при соблюдении определенных требований) может хранить некоторое количество отходов на своей территории. Расследование покажет, соблюдены ли были эти требования в данном случае».
Под носом у Якушева проводят экологическую диверсию
Население подозревает структуры Якунина.