14 сентября нынешнего года в Приморском крае пройдут губернаторские выборы. По сложившейся традиции последние, самые горячие, деньки электорального цикла отмечены повышенной активностью действующей администрации. Исполняющий обязанности губернатора Владимир Миклушевский, заручившись поддержкой Кремля, сутками не вылезает из автомобилей и вертолётов, стараясь побывать в самых отдалённых уголках Приморья. Задача одна – убедить избирателя отдать голос за него. И всё бы ничего, но, увлёкшись предвыборной гонкой, Миклушевский выдаёт нормативные акты и документы, последствия которых придётся расхлёбывать уже после выборов.
Так, в середине лета Владимир Миклушевский подписал постановление, вносящее изменения в региональные нормативы градостроительного регулирования. Речь в документе идёт о существенном ужесточении требований к перевалке и хранению пылящих и навалочных грузов. Новые правила предписывают «исключить вынос пыли во внешнюю среду» и «не допускать прямого контакта грузов с окружающей средой». Как было объявлено, постановление готовилось с учётом позиции экологической общественности Приморья. Казалось бы, что в этом плохого? Однако после внимательного знакомства с документом остаётся ощущение, что сам подписант данную бумагу вовсе не читал!
Очень пыльный урожай
Судите сами. В документе не объясняется, что такое «прямой контакт», «пылящие навалочные грузы» и «окружающая среда». Чтобы уточнить хотя бы одно из определений, заглянем в федеральный закон «Об охране окружающей среды». По действующей Российской Конституции законы местные не могут противоречить законам федеральным. Федеральный же закон определяет окружающую среду как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». Что же получается? Дальневосточная исполнительная власть запретила «пылящим навалочным грузам» соприкасаться не только с землёй, воздухом и водой, но и с любыми портовыми/складскими помещениями. Ведь они созданы руками человека и согласно закону являются антропогенными.
Каким образом, следуя постановлению, в Приморском крае теперь будут строить? Строительные компании «навалом» грузят цемент в железнодорожные вагоны для возведения жилых домов, беспощадно сыпят песок и щебень на землю, прокладывая автомагистрали. Теперь всего этого делать нельзя.
Даже крестьянам, если следовать букве постановления, оказывается, запрещено вносить в почву сельскохозяйственные удобрения. Ведь они, зараза, тоже пылят. И собранный по осени урожай пшеницы тоже деть будет некуда – при погрузке-разгрузке зерно, естественно, пылит.
И уж совершенно точно постановление правительства Приморского края ставит жирный крест на планах превращения этого региона в «территорию опережающего развития», на чём настаивает полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. О каком «опережающем развитии» вообще стоит вести речь, если после появления этого странного документа под угрозой оказались практически все более или менее значимые инвестиционные проекты в крае?
Инвесторам вставили палки в колёса
Как сообщает интернет-портал eco-smi.com, нововведение серьёзно осложнило реализацию государственного проекта по развитию транспортного узла Восточный – Находка, это может повлиять на планы группы «Сумма» по строительству нового угольного терминала в порту Восточный, вопросы вызывает и продолжение работ по созданию новых терминалов по отгрузке угля в бухте Теляковского (совместный проект Volga Group и Сибирского делового союза), в районе мыса Открытый (проект госкорпорации «Ростехнологии» и корейских инвесторов).
Чиновники администрации сейчас пытаются оправдываться, объясняя, что имели в виду лишь открытую перевалку пылящих грузов. Но, во-первых, опыта строительства крытых терминалов объёмом в 20 млн тонн нет нигде в мире, а во-вторых – что это за документ такой, если его исполнение требует дополнительного перетолмачивания?
Очевидно, что постановление о новых градостроительных нормативах Приморья фактически сводит к нулю все призывы региональной власти к инвесторам приходить и делать крупные вложения в развитие края. С такими ограничениями и запретами есть ли смысл затевать сложные и дорогостоящие проекты? Ведь почти каждый из них придётся реализовать с использованием цемента, песка и других пылящих грузов. Новые нормативы были введены, как говорится, на ходу, когда уже были начаты крупные инвестиционные проекты в сфере морского портового строительства в Приморье, в момент, когда компании вложили значительные средства в приобретение земельных участков, в подготовку проектной и в получение разрешительной документации. Закрадываются подозрения, что, выпустив это постановление, его авторы решили просто подставить врио губернатора Владимира Миклушевского.
Справка
КТО ЕСТЬ КТО
Вова Три Айфона
В Приморье личность Владимира Миклушевского оценивают неоднозначно. Кресло губернатора он занял в феврале 2012 года, после того, как прежний глава края Сергей Дарькин, руководивший регионом 11 лет, добровольно-принудительно ушёл в отставку. Назначение на освободившееся место Владимира Миклушевского поразило тогда многих экспертов. Мало кому известный чиновник из Министерства образования к тому времени провёл в Приморье всего два года, занимая пост ректора Дальневосточного федерального университета, и не обладал ни политическим весом, ни уважением среди местной элиты, ни тем более опытом управления таким большим, сложным и стратегически важным для страны регионом, как Приморский край. Политологи даже шутили: единственное объяснение такому карьерному росту – то, что имя-отчество у Миклушевского Владимир Владимирович…
В результате наблюдатели начали отмечать неоднозначную кадровую политику нового губернатора. Начав руководить, Миклушевский разогнал прежнюю администрацию, доставшуюся ему от предшественника, заменяя уволенных на своих людей. Конечно, каждый руководитель старается создать себе команду, но в данном случае это приняло какие-то чересчур извращённые черты. В частности, как сообщало РИА ФедералПресс, заместителем по социалке Миклушевский назначил москвичку Ирину Василькову, которая до назначения в Приморье руководила районным домом культуры.
Знающие люди отмечают: как многие москвичи, переехавшие в провинцию, Миклушевский любит кичиться своей продвинутой «столичностью» и связями. Однажды он появился на публике сразу с тремя айфонами в руках. Когда же журналисты задали губернатору вопрос, для чего ему нужно такое количество гаджетов, тот с многозначительным намёком ответил: «Ну как зачем? По одному на работу звоню, по второму – жене, а по третьему – сами знаете кому».
Впрочем, помимо айфонов приморский губернатор не чурается и других технических достижений. В начале года разразился скандал: краевая администрация объявила о покупке двух вертолётов Bell 407GX. При этом на сайте администрации американские машины активно пиарились. Импортные вертолёты, как сообщалось, приобретались для повседневных нужд санитарной авиации. Правда, «Новая газета» выяснила, что в одном из подмосковных аэроклубов обучение управлению вёртолётом прошёл некто В.В. Миклушевский. Вот такие вот совпадения.
Справка
Узел Восточный – Находка является крупнейшим транспортным проектом России на Тихом океане. По оценке разработчиков, к 2030 году мощности узла Восточный – Находка будут востребованы для обслуживания около 128 млн тонн грузов. В соответствии с представленным сценарием развития за счёт федерального бюджета будут реконструированы объекты портовой, транспортной и таможенной инфраструктуры, построены необходимые железнодорожные объекты.
С привлечением частных инвестиций предполагается строительство объектов, непосредственно связанных с перевалкой и хранением грузов (контейнерные, зерновой и угольный терминалы).
Подмахнул не глядя
Врио губернатора Приморья решил прикрыть морские ворота России?