Следственный комитет России завершил расследование громкого уголовного дела петербургского миллиардера, главы холдинговой компании "Форум" Дмитрия Михальченко и его предполагаемых сообщников, устранив нарушения, обнаруженные Басманным судом Москвы во время первого судебного разбирательства по этому делу. При этом сама фабула уголовного дела фактически не изменилась. По версии следствия, господин Михальченко и несколько его предполагаемых подельников нелегально ввезли в страну партию элитного алкоголя. Во время первого процесса бизнесмен признал вину в контрабанде.
В конце ноября 2017 года перед Басманным судом предстали Дмитрий Михальченко, глава службы безопасности "Форума" Борис Коревский, гендиректор Юго-Восточной компании Илья Пичко (в декабре прошлого года он был убит в Петербурге. — "Ъ") и сомелье Алексей Мищенко, которым было предъявлено обвинение по ст. 202.2 (контрабанда алкогольной продукции организованной группой).
Как следует из материалов дела, глава "Форума" создал в 2014 году преступную группу для контрабанды элитного алкоголя, который за рубежом закупал Алексей Мищенко. В порту Гамбурга товар упаковали в два контейнера, оформив его как строительный герметик. Груз поступил в адрес Юго-Восточной компании в 2016 году, на тот момент размер таможенных платежей составлял немногим более 1 млн рублей. Но в феврале контейнеры были вскрыты следователями, обнаружившими в них вместо дешевого герметика элитный алкоголь. Около 3 тыс. бутылок вина, коньяка, джина, виски и шампанского были оценены более чем в 60 млн рублей.
Дополнительно Борису Коревскому СКР вменило ст. 159 УК (мошенничество). По версии следствия, владелец компании "Контрейл логистик Северо-Запад" Анатолий Киндзерский (осужден в особом порядке в связи с заключенным им досудебным соглашением к пяти годам условно), еще один участник группы, передал главе службы безопасности "Форума" $40 тыс. для освобождения груза, но господин Коревский ничего не смог сделать.
В Басманном суде Дмитрий Михальченко заявил о том, что готов признать вину и просить об особом порядке рассмотрения его дела, если ему снизят обвинение с ч. 3 ст. 202.2 на более легкую ч. 2 этой же статьи, то есть исключат квалифицирующий признак "в составе организованной группы". Борис Коревский, как и на следствии, отрицал причастность к инкриминируемым ему деяниям.
Вместе с тем Басманный суд обнаружил допущенные следствием нарушения права подсудимых на защиту: в частности, у обвиняемых Михальченко и Коревского, чьи позиции не совпадают, в начале следствия был один адвокат Владимир Ломов, который участвовал в допросах обоих фигурантов. Дело было возвращено для исправления нарушений в СКР.
Как отметил адвокат Игорь Решетников, представляющий интересы Бориса Коревского, такое решение ломает стереотип о "басманном правосудии": "Суд очень жестко отреагировал на нарушение права на защиту".
В конце минувшей недели обвиняемым и их защитникам было объявлено о завершении следствия. За это время СКР передопросил Бориса Коревского и Дмитрия Михальченко, добавил почти 10 томов перевода на русский язык названий вин и другой технической документации. Эту информацию "Ъ" подтвердил адвокат Игорь Решетников. При этом защитник отметил, что его клиент не признает вину и отказался от дачи показаний, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. Фактически фабула дела не претерпела существенных изменений. Однако теперь, к примеру, создание организованной группы датируется не 2014 годом, как было ранее, а июнем 2015 года.
По неофициальным данным, уголовное дело о контрабанде алкоголя может уже примерно через месяц попасть в Басманный суд. Не исключено, что такое решение обжалует защита: изначально это уголовное дело было подсудно Кингисеппскому горсуду Ленобласти. Однако Генпрокуратура РФ, выразив недоверие судебной системе региона, добилась в Верховном суде РФ передачи дела в Басманный суд. "Действия Басманного суда на предыдущем процессе внушают надежду на итоговое справедливое решение",— так оценил перспективы господин Решетников.
Подозреваемых в контрабанде передопросили
Завершено повторное расследование уголовного дела Дмитрия Михальченко.