СМИ сообщили, что шведская финансовая группа «Нордеа» может продать свое российское подразделение. Официально эта информация не подтвердилась, поэтому о причинах такого решения можно только догадываться. В российских рейтингах банк «Нордеа» признавался одним из самых надежных в стране. Вот только шведы, видимо, считают Россию не очень надежной.
Раша, гудбай!
Российский Центробанк может сколько угодно говорить о финансовой стабильности и устойчивости банковской системы. Но почему же из такой замечательной системы тогда уходят иностранные банки? Очередная кредитная организация на очереди: банк «Нордеа», входящий в крупную скандинавскую финансовую группу с головным офисе в Стокгольме. Эти иностранцы работают в России больше 20 лет. Прошли здесь три экономических кризиса и не дрогнули, не «погнулись шведы», как при Полтавской битве, не ушли. Более того, журнал Форбс в своих рейтингах признавал российский филиал банка одним из самых надежных, или даже самым надежным в стране. Да и место в системе он занимает солидное. По активам 39 место, а по размеру собственного капитала входит и вовсе в топ-30.
Но с начала этого года скандинавы, по данным Ведомостей, ведут переговоры о продаже российского бизнеса. Возможно, его купит Локо-банк, а, может быть, Совкомбанк. Другое дело, что сейчас не лучшее время по продаже банков в России. Учитывая глобальные потрясения на рынке, они тут стоят дешево, а иностранные бизнесмены не могут позволить себе продать хороший актив за бесценок. Так что им, скорее всего, или придется смириться и вести бизнес в России и дальше, или же отдать филиал за невысокую цену. Но с чего вдруг шведы вообще могли принять решение об уходе из России?
Здесь хорошо, а в Европе лучше
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала объяснить, почему иностранные банки вообще работают в России. Для них это не страна матрешек и гуляющих по снежным улицам медведей, а территория, где можно очень неплохо заработать. Именно поэтому с начала 1990-х в Россию хлынули зарубежные кредитные организации. У нас был огромный неосвоенный рынок и очень дорогие деньги. А у них там - высокая конкуренция, заработанные средства, которые нужно куда-то вложить, и низкие ставки. Все очень просто. На Западе дешевые деньги. Последние годы настолько дешевые, что Центробанки ввели отрицательные ставки. Кредиты почти ничего не стоят, а за депозиты, дошло уже и до этого, вкладчику приходится доплачивать.
А у нас всегда была лафа. Когда-то в самые сложные времена ставки нашего ЦБ исчислялись в сотни процентов. Представляете, какая была маржа? Принести дешевые иностранные деньги, выдать их в кредит по сумасшедшей ставке или вложить в облигации, и прекрасно заработать. Да, в России всегда были высокие риски, как и в любой слаборазвитой экономике, но прибыль покрывала все. Сейчас условия, конечно, изменились. Ставки у нас на исторически низком уровне и их, судя по всему, будут и дальше снижать. Правда, это не отменяет того, что у нас по-прежнему можно хорошо заработать, хоть и не так хорошо как раньше. И в этот момент иностранные банкиры сразу вспоминают о тех самых рисках.
Не по пути с системой
Описать происходящее в отечественной банковской системе можно, например, такой фразой: пока вы нас тут кормили, мы вас любили, как только обед стал скудным, любовь сразу ушла. Цинично, но бизнес, а тем более банковский, вообще циничен. Видимо, руководствуясь этим принципом, за последние 6 лет Россию покинули 9 крупных иностранных банков, в том числе «Барклайз», «ДжиИ Мани» и «Королевский банк Шотландии». Естественно, что вместе с собой они уносили и иностранные инвестиции в нашу экономику. Кто-то уходил еще до санкций, кто-то после их введения, а кто-то значительно позже, когда стало понятно, что и с санкциями получается жить. Можно произносить вечную мантру про то, что у нас слабая экономика, плохой инвестклимат. Можно встать и на противоположную сторону – нечего, дескать, зарубежным банкам высасывать из России финансовые соки. Но сами иностранцы, скорее всего, просто обращают внимание, что им остается все меньше места в России.
Глобальная зачистка банковской системы привела к тому, что доля госбанков резко увеличилась. И судя по последним событиям будет увеличиваться и дальше. С ними практически невозможно конкурировать. Действия главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной привели к тому, что ни граждане, ни организации уже не верят частным банкам. К зарубежным доверия побольше, тем более ЦБ пока еще не выгонял с позором из страны крупные иностранные банки. Но кто знает, чего ждать от нашего непредсказуемого регулятора в будущем? Помните, как в октябре прошлого года Эльвира Набиуллина заявила, что в России осталось не более 10 сомнительных банков. Так вот с того момента ЦБ прикрыл больше 70 кредитных организаций. Они не сомнительные? Или Эльвира Набиуллина сознательно лукавила, чтобы «противники» расслабились? Но как тогда вообще можно верить регулятору?
Пустота, красота!
Причем, заметим, «Нордеа» некоторое время назад свернул розничный бизнес, то есть не работает с физлицами. А, значит, не имеет возможности сделать что-то нехорошее с их вкладами, за что ЦБ может особо строго наказать. С другой стороны, корпоративные заемщики, то есть бизнес, главные налогоплательщики – могут потерять банк, который занимает им деньги на развитие. Зато теперь в новом свете выглядит зачистка банковского сектора. Уже не надо особо пугать - с поляны сами бегут банки. Уже неважно, плохие или хорошие. Бегут подальше со своими деньгами. Сектор скоро окончательно расчистят, и Эльвира Набиуллина вместе с госбанками будут, как герой булгаковского романа, наслаждаться голым светом, без предметов, отбрасывающих тени. «Ты глуп», сообщил ему другой персонаж.
Погнулись шведы
Почему из России уходит банк «Нордеа», и какую роль в этом сыграла Эльвира Набиуллина.